От миграции к интеграции

Автор:

Артём Бузинный


От миграции к интеграции

В 105-м выпуске господин Юрьев высказался за выпроваживание всех трудовых мигрантов на их исторические родины. Это, по его мысли, должно ускорить экономический крах постсоветских государств и, таким образом, поспособствовать их скорейшему включению в будущую Империю. Но, как мне кажется, Михаил Зиновьевич здесь слабо учёл возможные риски, связанные с коллапсом государственной системы: процесс-то пойдёт, но весьма вероятно не в самом выгодном для России направлении. Распад государственности, как теперь хорошо видно на примерах Ливии, Ирака, не говоря уж об Афганистане, может длиться сколь угодно долго и присоединение к другой стране происходит далеко не сразу, если вообще происходит. А вот что почти со стопроцентной гарантией последует, так это обнищание населения, резкий рост религиозного экстремизма, разгул криминала и тому подобные «прелести» государственного коллапса вплоть до гражданской войны и интервенции. Причём интервенция в те же среднеазиатские республики может быть совсем не обязательно российской – желающие среди соседних «региональных держав» найдутся. И как следствие всего этого – всплеск эмиграции озлобленных, голодных, криминализированных людских масс. Можно лишь гадать каковы будут издержки России при противостоянии всем этим угрозам в случае, если что-то подобное произойдёт в её среднеазиатском «подбрюшье».

Кроме того, высылка трудовых мигрантов будет нарушением договорённостей о свободном транзите рабочей силы внутри Евразийского Сообщества. Позиция господина Юрьева по всем международным соглашениям известна: выходить отовсюду. Но выход из ЕАС, которое Россия сама и создавала, уж точно не пойдёт ей на пользу: риски неконтролируемого распада государств Средней Азии слишком велики. Реинтеграция их в имперское пространство возможна в гораздо менее болезненном и для России и для этих стран варианте, без прохождения фазы развала и гражданских войн.

Здесь полезно было бы обратиться к советскому опыту. Общим принципом национальной политики в СССР, как мы помним, было выравнивание разных регионов, различающихся по степени развития: бедных подтягивали до уровня богатых. Вот с чего и надо бы начинать строительство Империи! Само по себе скопление масс трудовых мигрантов в Москве и других мегаполисах – явление, конечно, нездоровое. И не только в случае миграции из постсоветских государств. Перекосы во внутрироссийских миграциях тоже опасны: приезд нескольких сотен тысяч джигитов из российского Северного Кавказа создаст для Москвы напряги не меньшие, чем из «зарубежного» Закавказья.

Но регулирование миграции запретами – вещь паллиативная. Долгосрочной политикой должно быть равномерное развитие всех регионов, чтобы люди не тянулись косяками в «нерезиновую» Москву в поисках работы. И такой же подход был бы правильным не только внутри России, но и в границах всего ЕАС: отстающие страны надо подтягивать, развивать, а не ждать, пока там всё сгниёт и само свалится в руки кремлёвских имперостроителей.

Возражения в духе «хватит кормить всякие “лимитрофы”» известны с времён, когда команда известного «патриота» Ельцина взяла курс на независимость России от Империи, созданной русскими же руками. Позже этот откровенно сепаратистский и капитулянтский курс стало модно оправдывать цитированием Горчакова и Александра ІІІ «у России только два союзника – армия и флот», «Россия сосредотачивается». Но скупой, как известно, платит дважды. А может и трижды и десятижды, ведь в случае появления на месте среднеазиатских республик каких-нибудь отмороженных имаматов у России появятся проблемы далеко не только в виде роста издержек госбюджета. Так может действовать по принципу: лучше предотвратить болезнь, чем лечить её?

Ведь ЕАС, по сути, является готовым инструментом для реинтеграции Империи. Но для этого нужно дополнить экономическое объединение политическим. В смысле давно пора было это делать. Союз России и Беларуси мог бы стать примером для остальных участников ЕАС. Но пока не стал. И мяч здесь давно на российском поле. Ведь ещё «20 января 2000 года Александр Лукашенко и Владимир Путин обменялись ратификационными грамотами договора. «Надеюсь, что к осени мы изберём совместный парламент, который начнёт принимать законы, в том числе и прямого действия», — сказал на пресс-конференции президент Белоруссии… А через два года после обмена ратификационными грамотами Путин отказался от договора: «Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы у нас появился какой-то наднациональный орган». Это было бы, мол, по советскому образцу… По его настоянию организационные вопросы строительства Союзного государства — принятие Конституционного акта и формирование наднациональных управленческих структур — вынесли «за скобки»переговоров». И этим белорусско-российская интеграция была превращена в какой-то странный нескончаемый процесс, где вроде бы существует Союзное государство, а органы власти у этого государства отсутствуют. Хотя Империя по сути своей и есть орган наднациональной власти.


Пока Россия не перестанет имитировать своё участие в Союзе и не начнёт воспринимать его всерьёз, мы так и будем топтаться на месте. Объединение постсоветских республик в новую Империю может произойти вполне мирным образом – дело только за политической волей российского руководства.

0
19:20
563

2 комментария

Категорически не согласен с рядом ваших высказываний. Во-первых, то что запрет или сильное ограничение миграции «должно ускорить экономический крах постсоветских государств и, таким образом, поспособствовать их скорейшему включению в будущую Империю» — для меня третьестепенно. Главное, что это принесет много позитивного в решение ряда наших внутренних проблем. Во-вторых, даже если вы белорус и горячий патриот своей страны (что можно только приветствовать), а тем более если нет, то нельзя так извращать действительность, чтобы утверждать что это Путин тормозит дальнейшую интеграцию с Беларусью. Лукашенко хотел движения в этом направлении вполне искренно, пока он видел в России спившегося ельцина, на фоне которого он смотрелся орлом. Как только тот сменился Путиным, на фоне которого Лукашенко смотрится ровно тем кто он и есть (хорошим, но очень провинциальным в плохом смысле, и чересчур авторитарным лидером маленькой страны), все желание строить какое-либо союзное государство у него пропало. Понятно, надо же свое самодурское всевластие хоть чуть-чуть ограничить, а это никак. По этой же причине другие лидеры стран ЕАС вообще ни о какой интеграции никогда всерьез не думали. Ну и третье — ровно по этой причине я вовсе не считаю ЕАС «готовым инструментом для реинтеграции Империи» — скорее симулякром, создающим ложное впечатление идущих процессов (которые не идут), и мешающим действиям по реальной интеграции. Силовым, потому что других примеров интеграции в истории практически нет.
19:14
Конечно, я патриот и маленькой Белоруссии и большого Русского Мира. Но факты здесь играют гораздо бОльшее значение, чем мои личные пристрастия. Озвученный Путиным в 2002 году отказ от формирования союзных органов власти – факт общеизвестный, его вряд ли кто-то может оспорить. Дальнейшие события и пошли так, как сказал Путин – союзных органов, реальных, а не бутафорских, так и не создали. Не логично ли причину этого усматривать именно в словах Путина, а не в каких-то тайных желаниях Лукашенко? Тем более, что рассуждая об этих желаниях, мы всё равно остаёмся в области догадок. По крайней мере, я уж точно там остаюсь. У Вас, Михаил Зиновьевич, как у человека информированного, возможно есть какая-то инсайдерская информация. Но, во всяком случае, сам Лукашенко никогда публично не отрекался от курса на построение Союза.

Силовая интеграция? Не берусь судить об остальных постсоветских республиках, но в отношении моей Белоруссии это будет попыткой ломиться в открытую дверь. И за примерами далеко ходить не надо. Можно посмотреть, как проходила реинтеграция Руси московскими князьями в 14-15 веках – тогда далеко не во всех случаях прибегали к силе.

Попытки силовой интеграции среднеазиатских республик будут выглядеть, конечно, странновато, памятуя, что сами они от Союза не отделялись: их славянские республики в Беловежье просто поставили перед фактом. Получится, что им то говорят: уходите, вы нам не нужны, живите сами, как хотите, то потом собираются силой завоевать. Очень странно и непоследовательно будет выглядеть такая политика.