Йога с Нового года?

Автор:
Йога с Нового года?

Да, какая нахрен Йога, воскликнет, или просто кликнет, возмущённый читатель – после стольких дней беспробудного празднования. Да, да – я таки знаю…

Но, как повторял, к сожалению покинувший нас в прошлом году, Михаил Зиновьевич Юрьев, нужно обязательно говорить, как должно быть!

Так что, для тех, кто таки решил начать Новый год, месяц, или ближайший понедельник (вторник…) с изменения своей жизни в лучшую сторону – предлагаю один из вариантов такого изменения – классическую Хатха Йогу.

Итак, а с чего же начать?

Безусловно, с Техники безопасности!

Вот как описывает в своей книге «Йога. Искусство коммуникации» Виктор Сергеевич Бойко (http://www.realyoga.ru) ограничения для занятий классической Йогой:

«… Попытаюсь перечислить временные и постоянные противопоказания к практике йоги тела. Сразу обращу внимание вот на что: это противопоказания, если так можно выразиться, имеют большой «запас». Многие из них приведены только потому, что подразумевается отсутствие квалифицированных специалистов по йоге. Если таковые есть, то с девяноста процентами перечисленных противопоказаний работать допустимо и возможно. Но только не в «самопальном» варианте! Начинать самостоятельную практику, особенно если человек серьёзно нездоров, без эксперта просто опасно. Это работа на свой страх и риск, поэтому вероятность отрицательных последствий достаточно велика.

Итак, противопоказания постоянные:

— общая тяжесть состояния, когда никакие действия практически невозможны, поскольку ведут только к ухудшению, в этом случае применимо только глубокое расслабление, в том числе «Йога-нидра»;

— психические расстройства;

— при пограничных состояниях психики под жёстким контролем специалиста допустимы только асаны;

— органические поражения сердца — некомпенсированные пороки; пароксизмальная тахикардия; мерцательная аритмия; аневризма аорты, дистрофия миокарда;

— интеллектуальная несостоятельность;

— заболевания крови;

— инфекционные поражения опорно-двигательного аппарата;

— тяжёлые черепно-мозговые травмы, повреждения позвоночника с неудовлетворительной компенсацией;

— нейроинфекцяи;

— сильные нарушения схемы тела;

— злокачественные новообразования.

Противопоказания временные:

— массивный приём лекарств;

— обострение хронических заболеваний;

— послеоперационный период;

— месячные у женщин;

— сильная физическая усталость;

— перегрев и переохлаждение;

— температура тела выше 37 и ниже 36,2 градуса;

— слишком жёсткий режим жизни;

— тяжёлая физическая работа;

— профессиональные или достаточно большие по объёму занятия спортом (с йогой отлично совмещаются нежесткие игры, лёгкий бег и плавание);

— полный желудок;

— некоторые личностные свойства;

— курс глубокого массажа, «чжэнь-цзю» терапии;

— пребывание в парной либо сауне допустимо не менее чем через шесть, а лучше — восемь часов после практики асан, либо часа за четыре до неё.»

От себя добавлю наличие тех или иных свежих травм, и обязательная необходимость посетить лечащего врача для согласования существующих и/или индивидуальных ограничений!

Что дальше? На всякий случай, небольшой ликбез, что же такое Йога?

Вот что пишет в книге «Йога для всех и каждого. Абсолютно доступный опыт самоврачевания индийских йогов» Зубков Виталий Анатольевич (М.: «Рипол классик», 1997 г.):

«… Что же такое йога? Ответить однозначно на этот вопрос очень непросто. Учение йогов — одно из древнейших в мире. Оно зародилось в Индии — колыбели человеческой цивилизации. Есть предположение, что йоги существовали еще 10 000 лет назад. Первое упоминание о них встречается в «Ригведе» — одной из самых древних книг, которыми располагает человечество. В гимнах этой книги содержатся первые попытки постигнуть тайны окружающего мира и жизни человека.

Первые йоги были учеными и мистиками. Для них первостепенное значение имел вопрос о смерти и бессмертии, о воссоединении смертного человека с бессмертным духом — Абсолютом.

Изучая в течение многих столетий воздействие на организм различных поз, упражнений, способов дыхания, наблюдая за поведением животных, их адаптацией к окружающей среде, за их поведением во время болезни, йоги познали суть многих биологических процессов и использовали эти знания для поддержания здоровья и продления жизни. В результате систематизации такого опыта возникло учение йоги.

Слово йога происходит от санскритского корня, и перевести его можно как соединять, единство или единение. Чего с чем? Ответ не прост. С одной стороны — это внутренняя гармония нашего тела, т. е. единение физического, психического и духовного начал в человеке. С другой — единение человека с природой, космосом, Богом. Все эти понятия единения или общей гармонии, многоплановой в самом широком смысле слова, йога включает от первых ступеней до последних.

Мне вообще кажется, что это учение является осколком знаний какой-то древней цивилизации, которая стояла на очень высокой ступени развития. Правда, зачастую авторство приписывают древнеиндийскому филологу и философу Патанджали, жившему во втором веке до нашей эры. Однако это не так. Заслуга Патанджали заключается лишь в том, что он сумел систематизировать все известные на тот период знания по йоге, начиная с глубокой древности. Результатом этой систематизации явился его известный трактат под названием Йога-сутра. Но сама йога, конечно же, намного древнее, так как упоминание о ней встречается в Ведах.

Кстати, мое представление о йоге как об осколочных знаниях какой-то древней и очень могучей цивилизации подкрепляет санскрит. В этом языке есть немало слов и терминов, которые стали известны современному человечеству совсем недавно. Как, например, объяснить тот факт, что в языке, давным-давно уже мертвом, есть слова, обозначающие общественные формации: феодализм, капитализм, социализм и даже коммунизм? Нельзя ли предположить, что древнее человечество все это уже проходило, за что, возможно, и было наказано! Уже одни эти факты дают все основания предполагать, что древняя цивилизация, давшая миру йогу, стояла на более высоком уровне развития, чем тот, на котором сейчас мы.

На Востоке известно несколько путей достижения человеком совершенства. Это путь монаха, путь факира, путь воина, философский путь. Путь йога непосредственно связан с этими направлениями. Чем же хорош путь йога? Тем, что в нем много различных направлений. И цели у них разные. Когда в Индии ученик приходит к учителю или примыкает к какой-нибудь школе йоги, ему прежде всего задают вопрос: «Какова ваша цель?». У нас, к сожалению, подобных вопросов не задают потому, наверное, что до недавнего времени считалось, будто цель у всех одна.

Система Патанджали «Аштанга-йога» объединяет все основные направления йоги. В ней восемь ступеней, и, следуя путем йога, человек как бы совершает восхождение к вершинам нравственного и физического самосовершенствования. По этим ступеням надо пройти, не нарушая последовательности, не перескакивая через ступени, не стремясь сразу же одним махом запрыгнуть на самую вершину. Ведь там не удержаться, если не пройдены первые две ступени, которые носят название КРИЙЯ-ЙОГА (морально-этический аспект учения), и если не освоена ХАТХА-ЙОГА — третья и четвертая ступень (физический аспект учения). На этих ступенях человек накапливает колоссальный потенциал здоровья, а этому способствует комплекс упражнений для физического самосовершенствования и занятия ПРАНАЯМОЙ (назовем это дыхательной гимнастикой или, что еще точнее, наукой о дыхании). Как достичь гармонии в себе, говорит сам термин «ХАТХА». Он состоит из двух слов: ХА — Солнце и ТХА — Луна. Смысл тут такой. Как Солнце и Луна являются противоположностями, так и мы пытаемся достичь гармонии в борьбе с противоположностями внутри себя. Установление гармонии между физическим, психическим и даже духовным (так как человек занимается одновременно и крийя-йогой) и есть та задача, что ставит перед собой хатха-йога.

У нас же зачастую бывает так: люди, едва узнав о возможностях йоги, начинают заниматься, причем приступают сразу к РАДЖА-ЙОГЕ, которая составляет пятую, шестую, седьмую и восьмую ступени вось-миступенчатой системы йоги Патанджали. Да еще и говорят при этом: нам не нужна ни крийя-йога, ни хатха-йога. Думаю, что они и не подозревают, какой вред могут нанести не только себе, но и окружающим своим нетерпением и непоследовательностью.

Таким образом, йогу можно рассматривать как СИСТЕМУ ФИЗИЧЕСКОЙ, УМСТВЕННОЙ И ДУХОВНОЙ ТРЕНИРОВКИ. Ее цель — сделать наше сознание зависимым от нашей воли, довести его до совершенства. Это система, представляющая собой МЕТОД ДИСЦИПЛИН ТЕЛА И РАЗУМА, приводящий к психическому и духовному воспитанию.

Прогрессивный деятель и философ Индии Виве-кананда (1863—1902 гг.) — один из величайших современных представителей йоги — неоднократно подчеркивал, что йога основывается на разуме. Разум тесно связан с телом. Когда разум и все органы тела функционируют гармонично и поддаются управлению,— человек здоров и счастлив. А здоровье — богатство для всех. Индийская пословица гласит: «Здоровый бедняк богаче больного царя».

Следовательно, йогу следует рассматривать как практическую систему самоусовершенствования, как метод воздействия на физическую основу человека и — прямое следствие из этого — как способ приобретения так необходимого человечеству физического здоровья.»

Более подробно можно найти в целой массе источников. (Например см. перечень источников в конце поста.)

Что дальше? Наверное найти подходящего лично вам инструктора по Йоге, или даже гуру. Но, к сожалению не всем это доступно по тем или иным причинам. Ну, тогда, возможно, с соблюдением Техники безопасности, и здравого смысла, стоит попробовать освоить азы самостоятельно? Каждый сам решает, как ответить на этот вопрос, и, соответственно, сам несёт ответственность за итоговый результат – не забывайте об этом!

Ну а для тех, кто таки решит попробовать пройти этот непростой путь самостоятельно, хотя бы в начале пути, - методика освоения комплекса упражнений из уже вышеупомянутой книги Зубкова Виталия Анатольевича (между прочим, йога уже во втором поколении – его отец Зубков Анатолий Николаевич был «официальным» йогом, одним из первых в СССР, причём прошедшим обучение в Индии! http://yogaway.spb.ru/):

«… Давайте перейдем теперь к основам той методики, которая реально пригодится нам на наших практических занятиях. Итак, первый вопрос, кто же может заниматься йогой? Сразу же уточним, что речь сейчас пойдет только о хатха-йоге. Хатха-йогой может заниматься каждый независимо от пола, национальности, вероисповедания и профессии. Что касается возраста, то нижний предел — 6 лет, верхнего же предела нет. Есть и 87-летние, которые великолепно выполняют упражнения не хуже 20-летних.

Лучшее время суток для занятий — утро. Помните, что заниматься надо натощак. Если утром нет возможности, то — вечером. Только не раньше, чем через 3—4 часа после приема пищи. А лучше, конечно, если пройдет 5—6 часов. Если человек занимается каким-то видом спорта, то надо запомнить: до йоги никаких других упражнений выполнять не надо! После, спустя хотя бы 2 часа,— пожалуйста.

Для занятий йогой необходим свободный спортивный костюм, который не стесняет движений, хотя лучше всего заниматься максимально обнаженным. И .какой-нибудь коврик, подстилка либо шкура. Ориентируйтесь на восток. Если упражнение выполняется стоя или сидя, то лицом на восток, если лежа, то головой на восток. Кстати, рекомендации есть у йогов и по поводу сна: спать надо головой на север или на восток. И ни в коем случае не иначе. Если вы последуете этому совету, то, возможно, многие недуги, которые беспокоят вас, например, бессонница, частые головные боли, депрессивные состояния, уйдут, стоит лишь вам сменить направление положения тела во время сна.

Индийские йоги первые в мире создали систему комплексного воздействия упражнений — асан — на организм человека. Под комплексным воздействием прежде всего подразумевается терапевтическая направленность асан. Это воздействие идет сверху вниз: сначала выполняются упражнения, которые оказывают воздействие на голову, шею, плечи, руки,— заканчивая ногами.

Далее. Комплексность заключается еще и в методике изучения и освоения упражнений хатха-йоги. Сначала берется одно упражнение и человек выполняет его как минимум в течение недели, а то и десяти дней. За это время упражнение успевает оказать на организм терапевтическое воздействие. И так далее: каждое последующее упражнение (или их серия) добавляется в комплекс только после того, как освоено и подействовало предыдущее. Это непременное условие, в особенности для начинающих.

После того как комплекс разучен, им необходимо заниматься, как говорят йоги, не менее трех лет, а еще лучше — пять. И только тогда можно переходить к изучению следующего комплекса, усиленного, который завершает третью ступень хатха-йоги. Он тоже, как и основной комплекс, состоит из 54 упражнений, причем 24 из них перешли в него из предыдущего основного комплекса, а остальные 30 — новые. Таким образом, общее количество ОСНОВНЫХ асан, используемых в йоге,— 84. Правда, есть еще и дополнительные асаны, лечебные, которые могут войти в строго определенные места комплекса.

Тут методика такова. Все упражнения в комплексе делятся на статические (асаны), динамические (вьяям) и упражнения, оказывающие мощное воздействие на железы внутренней секреции,— на эндокринную систему (мудры). Все они перемешаны в комплексе в соответствии с их терапевтической направленностью: от головы к ногам. А по способу выполнения они делятся на три группы: стоя, сидя и лежа. В такой последовательности они и выполняются, за исключением двух первых упражнений, которые способны воздействовать на весь организм и поэтому являются универсальными.

Но самое главное, о чем надо помнить при определении места для понравившейся вам дополнительной асаны, так это о том, что направленность терапевтического воздействия упражнений соблюдается и внутри каждой их группы: от головы к ногам. Зная это, вы легко определите место для любого необходимого упражнения. Оно выполняется стоя? Значит, вставляем его в группу упражнений, выполняемых из положения стоя. Воздействует на живот? Значит, его место в комплексе до или после упражнений для живота. Вот и весь секрет!

Очень важный вопрос — о частоте выполнения тех или иных упражнений. В большинстве книг по йоге это не оговаривается, хотя здесь тоже есть свои законы и правила. Например, если не указывается, сколько раз выполнять упражнение, то его надо выполнять всего один раз. А вот когда написано, что упражнение повторяется, то его надо делать только два раза.

Если же написано, что упражнение выполняется, к примеру, от 5 до 10 раз, то это значит, что сначала,— как бы хорошо вы ни были подготовлены физически, но в йоге вы начинающий,— надо взять минимальное количество повторений, добавляя по одному разу каждую неделю до тех пор, пока не достигните максимума: т. е. в данном случае — 10 раз. И большее количество раз делать не следует, ибо нанесете вред организму.

Есть немало упражнений, которые выполняются на задержке дыхания, на максимальной паузе, либо после вдоха, либо после выдоха. Это отнюдь не значит, что надо задерживать дыхание до черноты в глазах. Как только у вас появились первые ощущения дискомфорта, надо сразу же выходить из этой асаны. В начальный период занятий традиционно действуют довольно жесткие законы. Например, если в период разучивания комплекса у вас получится перерыв больше десяти дней, то надо начинать все сначала, с упражнения № 1. Особенно обидно бывает, когда разучено упражнений 50 из комплекса, и вдруг... начинать все сначала. Но никаких поблажек быть не может. Это связано с тем, что уникальность йо-говского комплексного подхода как раз и заключается в беспрерывном оздоровительном воздействии на организм человека, в особенности на первом этапе. А перерыв нарушает стройность системы и превращает йогу в обыкновенную гимнастику.

Если же комплекс разучен и вы его выполняете полностью, то после перерыва более чем в 10 дней можно продолжать делать все упражнения, но начинать надо с минимального количества повторений.

Помните, что йогой нельзя заниматься только тогда, когда вы больны, при повышенной температуре, а также женщинам во время менструаций или беременности.

Чтобы не сбиться и не спутать …, необходимо сделать специальный график занятий …»

Или так (отсебятина!!!):

Причём не забудьте в графе примечания, или в отдельном столбике, обязательно писать противопоказания конкретно для вас для тех или иных «упражнений»!

Как-то так. Вроде бы и сложно, но зато, при самостоятельных занятиях максимально (насколько это вообще возможно!) безопасно.

Дальше самое первое упражнения из комплекса в книге Зубкова В.А.:

«… Попробуем определить, с чего должен начинаться день у новоиспеченного йогина. Итак, вы проснулись. Не надо сразу же вскакивать и начинать готовить себе завтрак. Прежде всего, не вставая с постели, необходимо выполнить очень несложное упражнение №1 комплекса, которое называется СУШУМНА НАРИ ШАКТИВАРДХАК. С древнеиндийского языка санскрит это переводится как — укрепление спинномозгового канала сушумна.

Необходимо пояснить, что сушумна — это энергетический канал, вдоль него расположены 7 энергетических центров — чакр, которые можно рассматривать как нервные центры, сплетения. По мере открытия этого канала потенциальная энергия Кунда-лини, по представлениям йогов находящаяся у человека в копчике, способна подниматься, доходить до определенных чакр, раскрывая их, после чего человек начинает обретать скрытые потенциальные возможности организма.

Проснувшись, лягте на спину. При этом не имеет значения, укрыты вы одеялом или нет. Главное — убрать из-под головы подушку. Руки лежат вдоль туловища. Пальцы желательно держать вместе, глаза — широко открытыми, так как это способствует быстрому пробуждению и лучшей концентрации внимания.

Упражнение состоит из потягивающих движений ногами. Сначала очень медленно (подчеркиваю слово очень) и плавно вытянуть как можно дальше вперед пятку левой ноги, пальцы ступни при этом нужно тянуть на себя. Пятку от простыни не отрывать. Нога как бы удлиняется. Все тело расслаблено, а вытянутая нога сильно напряжена. Когда будет зафиксировано максимальное напряжение и максимальное вытягивание ноги вперед, следует мысленно отсчитать пять секунд (и раз, и два, и три, и четыре, и пять), а потом резко сбросить напряжение.

Дыхание задерживать не нужно. Дышать следует спокойно, произвольно и через нос.

Затем выполнить такое же движение правой ногой, потом двумя ногами вместе. Вот эти потягивающие движения левой, правой, а потом двумя ногами вместе считаются за один раз выполнения. А упражнение выполняется всегда пять раз.

Концентрация внимания на копчике. Самое трудное в упражнениях йоги — это концентрация внимания. Как этого добиться? Можно мысленно послать импульс из коры головного мозга либо любую абстрактную мыслеформу в область копчика. При этом представлять его совсем не обязательно. Можно послать импульс в виде какого-то лучика, например, вдоль позвоночника. Если вам это сделать тяжело, то попробуйте представить себе тепло в области копчика. Будто вся кровь, все тепло организма концентрируется именно там. В этом упражнении сделать подобное не очень трудно, поскольку во время выполнения вы будете чувствовать напряжение в области копчика.

В других же упражнениях концентрировать внимание сложнее. Но йоги считают так. В первое время, если вы только начинаете заниматься, можно и не обращать особого внимания на концентрацию внимания. Куда важнее в этот период сосредоточиться на максимально правильном выполнении упражнения, чтобы ваши мысли не отвлекались на то, что вам надо вставать, готовить завтрак, бежать на работу и т. д. Только тогда вы научитесь правильно концентрировать внимание, направляя его туда, куда нужно.

Терапевтические эффекты.

стабилизируется и пробуждается энергетика всего организма, так как открывается канал сушумна, который является балансиром между отрицательной женской энергией ИДА (Инь) и положительной мужской энергией ПИНГАЛА (Ян),

нормализуется кровообращение во всем организме,

оказывается благотворное воздействие на симпатическую нервную систему,

очень эффективно при лечении радикулита и остеохондроза поясничного отдела позвоночника,

предупреждает появление судорог в икроножных мышцах,

предупреждаются обморочные состояния в связи с резкой сменой положения тела, например, при вставании с кровати,

повышается выносливость организма.

Как видите, упражнение достаточно универсально, так как воздействует на весь организм в целом. В то же время оно очень просто в исполнении.»

От себя добавлю, что с утра спросоня лучше всего отсчитывать количество выполненных раз с помощью загибания пальцев на руке. Т.е. сделали левой, потом правой, а потом двумя ногами вместе - загните на одной руке мизинец. (Как говорилось в одном старом анекдоте про нового русского и золотую рыбку: "...И это всё раз".-) И так до пяти раз, иначе легко сбиться. Если совсем с утра тяжко просыпаться, то можно отсчитывать на одной руке - левую ногу (загнули один палец), потом правую (загнули второй), а потом обе - загнули третий и сбросили, загнув один палец на другой руке. У меня прижился первый вариант подсчёта количества выполнений, хотя иногда бывало и без второго не обойтись.-)

И напоследок, перед перечнем источников, цитата из книги Виктора Бойко:

«… Дилетантов почти всегда интересует достаточно смешной и глупый вопрос: что в йоге труднее всего? Когда Айенгар гостил у меня, удалось задать ему множество вопросов, благо была такая возможность, и, кроме того, я очень внимательно слушал ответы Гуруджи на вопросы окружающих во время совместных занятий. Он всегда повторял с абсолютно серьёзным видом: «Самое трудное в йоге — это расстелить коврик и сесть». И это чистая правда, которая известна любому занимающемуся.»

Перечень источников:

1. Зубков В. А. «Йога для всех и каждого. Абсолютно доступный опыт самоврачевания индийских йогов»– М.: «Рипол классик», 1997 г. - 224 с. Серия «Я вам помогу». (Отличный самоучитель для начинающих, где всё рассказано достаточно просто и подробно – рекомендую. Хотя рисунки асан и словарь терминов – лучше смотреть в следующем источнике.)

2. Зубков А.Н., Очаповский А.П. «Хатха-Йога для начинающих», М.: Медицина, 1991 г. (Тот же комплекс, что и в п. 1, но более раннее издание за авторством Зубкова А.Н. [отца Зубкова В.А.], и его ученика, медика по специальности. Рисунки асан - лучше фото в п.1. Есть дополнительный раздел лечебных асан для спины и т.п. Имеется продолжение асан – раздел Пранаяма, но это только для продвинутых – соблюдайте ТБ!!! Есть словарь терминов Йоги.)

3. Кукалёв С.В. «Йога учебник для начинающих» – Ростов н/Д.: «Феникс», 2011 г. (Хороший самоучитель для начинающих от другого учиника Зубкова А.Н. Комплекс асан такой же как в пп. 1 и 2.)

4. Кукалев С.В. Нежная динамическая Йога. Как и почему. (Для желающих и любителей задавать вопросы – большое количество ответов по комплексу асан в пп. 1,2 и 3).

5. Кукалёв С.В. (Ученик Зубкова А.Н.) – http://yogaway.spb.ru/

6. Бойко Виктор Сергеевич – http://www.realyoga.ru

7. Бойко В. С. «Йога. Искусство коммуникации» – Харьков: Фолио, 2007. – 507 с. (Это уже не самоучитель!!! Это, если проводить аналогии, – «учебник для ВУЗ-ов». Пока не освоите хотя бы в общем, и хотя бы информационно какой-нибудь источник пп. 1-4, или что-то др. для начинающих, читать Бойко, в моём понимании, крайне затруднительно, и не имеет особого смысла. «Я так думаю!». Но, если таки тянет на глубокую теорию из жизни явно неординарного, талантливого и очень опытного человека – то, возможно, это то, что вам нужно. Есть словарь терминов Йоги и сопутствующих понятий.)

Всем успехов в новом гудеаре в этом непростом начинании. Соблюдайте ТБ!!!

+1
20:50
456

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!