Неолитическая контрреволюция

Тип статьи:
Участники

Спор между идеалистами и материалистами не затухает уже несколько столетий. Что первично – материя или сознание? Бытие определяет сознание? А может наоборот, бытие определяется сознанием? Предлагаю взглянуть на этот вопрос через материалистическую призму – археологические изыскания. Но в какой исторический период стоит заглянуть для ответа на наш вопрос? В ранний неолит. Именно в неолите человек разумный (homo sapiens) превратился из человека дикого в человека цивилизованного.

Тогда, в неолите образовалось производящее хозяйство – человек одомашнил растения и животных, став землепашцем и пастухом. Появились изделия из керамики, металла, ткацкие изделия, а значит, появились ремёсла и ремесленники. Сформировалась сложная социальная иерархия. В итоге человек «одомашнил» себя самого.

Этот цивилизационный подъём, названный «неолитической революцией», произошёл на землях плодородного полумесяца, расположенного на территориях современных Ливана, Израиля, Сирии, юго-востока Турции, северного Ирака, северного Ирана.

Человек перестал постоянно мигрировать и построил первые протогорода, не просто крупные поселения, а поселения со всеми признаками города. Даже в докерамический период – самый ранний период неолита, эти города уже имели сложную архитектуру, свою стилистику, пространственный символизм. Археологи обнаружили здания с планировкой помещений, с мозаичными полами и фресками. Вокруг были возведены мощные стены, которые не только обозначали границу поселения, но и защищали от врагов, от сильных ветров. Население таких городов доходило до нескольких тысяч человек.

В качестве примера можно привести Тель эс-Султан на территории современного Иерихона, Халлан-Чеми и Невалы-Чори на территории современной юго-восточной Турции. Древнейшие слои этих поселений относятся к 10-му тысячелетию до нашей эры!

Фактически термин «неолитическая революция», применительно к цивилизационным процессам, является условным, так как процесс превращения человека первобытного в человека цивилизованного длился несколько тысячелетий. Изучение неолитизации дало материалистам революционные аргументы в споре с идеалистами. В Средние века подобных аргументов не было, априори считалось, что дух первичен – материя есть производная от духовного. Новое время, с его научными, и в частности археологическими открытиями, вроде бы позволило материалистам победить в этом споре, получив необходимые знания, подтверждающие первичность материального над духовным.

На основе археологических открытий была предложена стройная картина. Возникшее производящее хозяйство (земледелие, животноводство, ремёсла) создавало продуктовые избытки, что формировало социальное расслоение, а следовательно сложную социальную структуру. Избыток продуктов давал возможность высвободить часть производственного времени на инфраструктурные объекты (ирригация) и иные от производства цели – экспансия, религиозные культы, культура. А концентрация богатств в руках немногих позволяла направить средства на крупные проекты, например строительство больших храмов. То есть обстоятельства, рациональное поведение и труд вывели человека из дикости в цивилизацию, что в итоге преобразовало наше сознание. Получается, что неолитическая революция не только в своё время изменила человека первобытного, превратив его в цивилизованного, но и революционно изменила наше современное представление о мире и человеке. Археологические исследования неолита позволили отвергнуть древние и средневековые постулаты и заявить, что бытие определило сознание человека, а не наоборот.

Эту стройную картину нарушает один простой вопрос – что заставило человека уйти из «первобытного рая» и начать в поте лица своего добывать хлеб? Ведь условия жизни охотника-собирателя при переходе к производящему хозяйству резко ухудшились. У хлебопашца тяжёлая жизнь – либо расчищать поле от камней и корней, либо копать арык, вовремя посеять, следить за всходами, защищать всходы от животных и воров, вовремя убрать. А затем необходимо сохранить собранный урожай от грызунов, непогоды и лихих соседей. Это вечное колесо тяжёлой крестьянской жизни забирало у землепашца всё время, не оставляя свободной минуты. Если мы взглянем на племена охотников-собирателей, а такие есть и в Южной Америке, и в Африке, и в Австралии, то увидим, что у них больше свободного времени и свободы действия, нежели у первых хлеборобов.

Высокая скученность первых крестьян в крупных поселениях ухудшила эпидемиологическую обстановку и «подарила» людям массовые болезни и эпидемии. А жизнь вместе с животными привела к возникновению нового «букета» болезней, передаваемых от животных.

Сравнение копролитов (окаменевших фекалий) показало, что количество паразитов у неолитических земледельцев было существенно выше, чем у первобытных охотников.

И самый главный парадокс – в результате сельскохозяйственной революции человек стал хуже питаться. Рацион первобытного человека был достаточно сбалансирован – мясо, рыба, орехи, корнеплоды, злаки, травы, ягоды – полноценный набор от современного диетолога. А древние сельскохозяйственные общины питались, в основном, только тем, что сами выращивали. Разнообразить питание природными дарами было сложно – большая группа людей, проживающая на одном месте, быстро «объедала» окружающую природу. Охотники-собиратели в таком случае переходили на новое «сытое» место, крестьянин был привязан к своему полю. Хорошим показателем ухудшения качества питания при переходе к сельскохозяйственной цивилизации является сравнение роста палеолитических охотников и неолитических крестьян. Средний рост первобытного охотника 170-185 сантиметров, а средний рост первых земледельцев снизился до 160-170, уменьшилась массивность скелета и толщина костей. Многочисленные исследования доказывают, что средний рост человека коррелирует с качеством питания. Для того, чтобы организм полноценно развивался требуется гармоничное сочетание всех питательных компонентов – белков, углеводов, жиров, витаминов, микроэлементов. И если один из элементов питания выпадает, то это отражается на среднем росте популяции. Например, древним землепашцам более всего не хватало животного белка.

Возможность вживую сравнить вольных охотников-собирателей и древних крестьян была у европейских колонизаторов американского континента. Прибывшие европейцы заметили, что индейцы охотничьих племён крупнее жителей соседних земледельческих народов.

Первобытный человек жил в гомеостазе с природой, что давало разнообразие питания и при этом регулировало размер популяции. Неолитическая революция изменила образ жизни людей: в рационе земледельца уменьшилось количество белков, микроэлементов, витаминов, увеличилось количество болезней, увеличились энергозатраты (тяжёлый труд), уменьшилось количество свободного времени. Единственным плюсом было увеличение количества пищи вследствие чего росла популяция, что опять требовало увеличения количества пищи. Этот замкнутый круг в итоге привёл к нехватке ресурсов, войнам, цивилизационной гонке. То есть получается, что древний человек сам ухудшил качество своей жизни, и через это пришёл к цивилизации.

По иному на причинно-следственную связь бытия и сознания позволили взглянуть последние археологические открытия. С 90-х годов прошлого века ведутся раскопки древних храмовых комплексов Гёбекли-Тепе и Невалы-Чори, расположенных на юго-востоке Турции. Ранние слои этих культовых сооружений датируются 10-м тысячелетием до нашей эры.

Гёбекли-Тепе является одним из древнейших храмовых комплексов. Он состоит из нескольких больших сооружений на площади 9 гектар. Храмы представляют собой окружности до 30 метров в диаметре из прямых и Т-образных мегалитических стел. Каменные столбы высечены из монолита и имеют высоту около 4-х метров, на них нанесены разнообразные рельефы, в основном зооморфные символы и абстрактные знаки. В центре расположены по 2 наиболее выдающихся объекта высотой 5 метров и выше. А самая большая стела, которую не успели установить, длинной примерно 9 метров и весит около 50 тонн. Сооружения имеют каменные стены и полы из обожжённого известняка, вдоль стен каменные скамьи. Внутри храмов установлены зооморфные скульптуры.

Стелы доставлялись из каменоломни, расположенной невдалеке. Для транспортировки колонн весом от 20 до 50 тонн требовались сотни человек. Для строительства таких сооружений были необходимы планирование и социальная организация больших масс людей. Масштабы комплекса показывают, что он являлся межрегиональным культовым центром, куда стекались люди за сотни километров. По данным археологов храм действовал постоянно и при нём проживали жрецы. При этом комплекс был расположен вдалеке от неолитических поселений в малопригодном для жизни месте без источников воды, и для его функционирования необходимо было организовать снабжение всем необходимым для жизни и религиозных обрядов. То есть перед нами предстаёт древнее высокоорганизованное общество со сложной иерархией и достаточно высокой культурой, сформировавшееся вокруг религиозного культа.

Но какую роль в этих древнейших процессах оцивилизовывания человека играло сельское хозяйство? Пока никакую. Доместикация (одомашнивание, окультуривание) растений и животных ещё не произошла, перехода от присваивающего хозяйства к производящему пока не наблюдается. Эти грандиозные сооружения строили и перестраивали первобытные охотники-собиратели. И только впоследствии на территориях, где были построены эти храмы начались эксперименты по одомашниванию растений и животных. Переход к земледелию проходил даже не в течении столетий, а в течении тысячелетий людьми, живущими уже в поселениях, напоминающих города, и возводящими грандиозные культовые сооружения.

В своей книге «Рождение божеств. Рождение земледелия. Революция символов в неолите.», написанной в 1994 году, известный французский археолог Жак Ковен сформулировал идею, что первичными были не изменения в экономике, а изменения в общественном и индивидуальном сознании людей, и это археологически фиксируется символикой в архитектуре, скульптуре, изображениях. Переворот в общественном сознании наступил раньше, чем изменились экономические стратегии. Революция символов – так характеризовал Ковен революцию сознания человека в раннем неолите.

Подтверждение этим идеям дают и примеры ранней письменности. В разных концах Евразии – на Балканах и в долине реки Хуанхэ, были обнаружены образцы протописьма. Археологи датируют находки примерно одним историческим периодом 6-7 тысячелетие до нашей эры, задолго до возникновения государств. Предметы, на которых были нанесены надписи, имели отношение к религиозным обрядам. Следовательно, мы можем предположить, что тексты предназначались духам, божествам или родственникам в загробном мире. То есть письменность возникла не из-за хозяйственных или организационных нужд, а из нужд сакральной коммуникации.

Все эти новейшие археологические находки, по сути, произвели «неолитическую контрреволюцию», отвергнув примат материального в формировании современного человека и подтвердив первичность духовного начала. Конечно, вопрос, что является определяющим – бытие или сознание, сродни вопросу, что появилось раньше – курица или яйцо. И всё-таки у идеалистов появились веские аргументы в свою пользу, подтверждённые материалистическими научными открытиями.

Дата первого опубликования:
0
1475

15 комментариев

21:14
Автор научился писать много букв но думать не научился «Эту стройную картину нарушает один простой вопрос – что заставило человека уйти из «первобытного рая» и начать в поте лица своего добывать хлеб?» На простой вопрос есть не менее простой ответ. Не человек ушёл из «первобытного рая», а «первобытный рай» ушёл от человека изменилась среда обитания климат, флора, фауна. И у первобытного человека, к тому времени разумного, появилось на выбор 2 варианта действий уйти искать новый «рай» или начинать строить цивилизацию. Оба эти варианты и были осуществлены. Те кто остались стали добывать свой хлеб в поте лица и строить города, а те кто пошли искать рай дошли до Новой Гвинеи и Австралии и так и остались собирателями плодов «рая». Автор стоило и вам городить такой огород? )
Хам, да ещё и в маске, что то напоминает.
В одной соседней недостране таких наблюдал.

Теперь по сабжу. Причём здесь Австралия? Люди до Новой Гвинеи и до Австралии дошли за тридцать тысяч лет до рассматриваемых событий.
И по поводу климата. Климат к этому времени как раз улучшился, заканчивалось последнее олединение. А следовательно ресурсная база охотников собирателей улучшилась. Плодородный полумесец был одним из самых лучших для жизни мест на земле.
Если у вас не получается воспринимать текст, как у жертвы ЕГЭ, то я вам разжую:
Главная мысль состоит в том, что раньше учёные (а с ними и большинство образованных людей) считали, что человек сначала провёл доместикацию, и это было первым этапом оцивилизовывания человека, а затем стал создавать сложную социальную структуру с городами, региональными храмами, единой региональной религией. А оказалось всё наоборот. Сначала человек сформировал единый широко распространённый религиозный культ. Это привязало человека к определённому месту, которое он освоил и обжил, построил храмы и города. В процессе обживания территории человек начал одомашнивать растения и животных. И это понятно, природа не могла прокормить много людей долго проживающих на одном месте, и им пришлось заменить природу — самим начать выращивать еду.

Вы лучше комиксы комментируйте.
Ps:
То есть оказалось, что сначала произошли духовные, психологические и социальные преобразования — появились религия, символизм и социум, а затем материальные. О чём и пишет в своей книге Жак Ковен.
01:14
Я и комментирую нечто на подобии комикса. Ваши аналитические способности ярко выражаются в «соседней недостране» и «жертве ЕГ».
Теперь по сабжу климат улучшился в Европе, в Западной Африке и Ближнем востоке он стал теплее и суше. И каким боком вообще одомашнивание козы и осёдлость связано с религиозными культами? Вы ничего не слышали о кочевниках которые вообще ни как не были привязаны к месту и имели религиозный культ? Как культ кого-то привязывает к месту? Первые признаки культа учёные относят ещё к неандертальцу сильно это ему помогло в одомашнивании?
Что, ни как ее доходит?

Массовое земледелие, как способ жизни, возникло на территории плодородного полумесяца — 8-6 тысячелетие до н.э.
Там же в Месопотамии на основе оседлых земледельческих общин возникли первые государства Земли — 4 тысячелетие до н.э.
Учёные на основе этих фактов ранее считали, что сначала человек одомашнил растения, а затем создал государства и религию (не племенной шаманизм, а широко распространённую религию с межрегиональными храмами).
Но двадцать пять лет назад археологи открыли в юго-восточной Турции огромный храмовый комплекс Гёбекли-Тепе — первые слои 10 тысячелетие до н.э. Рядом открыли город Невалы-Чори — самые ранние слои так же 10-е тысячелетие до н.э.
Между храмом Гёбекли-Тепе и городом Невалы-Чори всего 150 км, в обоих случаях применялись одинаковые технологии строительства. Эти объекты имеют достаточно сложную архитектуру, свою стилистику, пространственный символизм. Ранее подобного в деятельности человека не наблюдалось.
И как раз возле города Невалы-Чори обнаружены первые эксперименты по одомашнению пшеницы.

На основании этого учёные пришли к выводу, что сначала произошли внутренние изменения — изменилось сознание человека, что отражается в появлении достаточно распространённой религии, архитектуры и символизма. И только затем человек стал менять внешний мир вокруг себя, в частности с помощью земледелия и ирригации.
Так что споришь ты не со мной, а с археологами и конкретно с Жаком Ковеном, посвятившим всю профессиональную жизнь этому вопросу. Много ли ты археологических сезонов провёл на ближнем востоке?

Если хочешь дальше общаться со мной, то сними чехол с головы, а то может ты совсем и не Константин, а «Оксана с незалежного майдана».
17:04
Не могут сначала образоваться города охотников-собирателей, а потом появиться скотоводство и земледелие, как не может женщина сначала родить а потом забеременеть. По одной простой причине не может группа собирателей превышать 30 максимум 50 человек т.к. территория проживания не сможет прокормить больше это выводы антропологов, и элементарной логики. Только производство продуктов питания позволяет концентрироваться большим группам людей длительное время в одном месте. Сам пишешь первые эксперименты по одомашниванию и растениеводству вот эти эксперименты и позволили…
Не нравится моя аватарка можешь не общаться я не под кого не собираюсь подстраиваться.
"… не может группа собирателей превышать 30 максимум 50 человек..."
В том то и сенсация, оказалось, что могут. Уже 10 000–9500 гг. до н. э, когда ещё не было земледелия уже зародилась региональная религия и поселения с каменными зданиями с населением в несколько тысяч человек.

Вот научная статья посвящена 20-летнему юбилею с момента первого издания книги: Cauvin J. Naissance des divinités. Naissanсe de l’agriculture. La Révolution des symboles au Néolithique (Paris, 1994) («Рождение божеств. Рождение земледелия. Революция символов в неолите.»), ставшей знаменательной вехой в изучении вопросов неолитизации на территории Ближнего Востока, исследовании когнитивной эволюции Homo sapiens, социального развития человеческих сообществ и моделей коммуникативного процесса.


Ссылка: КОНЦЕПЦИЯ «РЕВОЛЮЦИИ СИМВОЛОВ» ЖАКА КОВЕНА ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

… Здесь ученый выделяет особую фазу Хиам(10 000–9500 гг. до н. э.)
Ж. Ковен делает вывод о появлении с хиамского времени новой символики и зарождении новой религии. Культ Великой Богини и Быка, начиная с хиамского времени, через эпоху докерамического неолита, культуры Чатал-Хююк-Хаджилар, халафскую, самаррскую, убейдскую и сузианскую, прослеживается вплоть до становления древневосточных и эгейской цивилизаций. Левант, Месопо-тамию и Малую Азию, позже Крит, Иран, Среднюю Азию и Кавказ можно определять как области его регионального распространения.

… Археолог Тревор Уоткинс, говоря о развитии культуры и познавательных способностей человека,… отмечает, что основные характеристики современных свойств человеческого познания и культуры (гибкость ума, способность к освоению систем символической репрезентации, представление их в информационных средствах материальной культуры, контекстно обусловленное или распределенное мышление) уже существовали 12 000 лет назад, в начале эпохи неолита. Ранее, в том числе в эпоху верхнего палеолита, их наличие было весьма ограниченным.
Рассматриваемые характеристики столь мощно эволюционировали по той причине, что были остро необходимы для построения новых крупных корезидентных сообществ, которые начинают функционировать именно в периоды эпипалеолита и раннего неолита. Тогда люди впервые начали поддерживать существование долговременных коллективов, СОСТОЯЩИХ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ СОТЕН, А В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ И НЕСКОЛЬКИХ ТЫСЯЧ ИНДИВИДОВ, которые активно вовлекались в местные, региональные и надрегиональные структуры распределения и обмена. Данные свидетельства на сегодняшний день хорошо фиксируются археологическим путем. Создание в ранненеолитическую эпоху разного рода взаимосвязанных символических систем отвечало потребности долговременного использования социальной и культурной памяти, скрепляющей социальную идентичность и регулируемость этих сообществ посредством коллективных действий, что наиболее выразительно проявлялось в ритуальной и обрядовой деятельности. В настоящее время становится признанной точка зрения о том, что среди важнейших материально фиксируемых достижений развития информационно- коммуникативных систем в истории человечества «революция символов» является первым из сыгравших ключевую роль этапом в эволюции человеческих сообществ. Далее этот ряд будет продолжен изобретением письма, печати и компьютерных технологий.


Т.е. первым этапом в эволюции человеческих сообществ являлось не освоение земледелия, а активное использования символизма в быту, религии и архитектуре.
Так что споришь ты не со мной, а с учёными с мировым именем.

23:35
В таком случае с ним спорю не только я а ещё огромное количество учёных и элементарная логика… Ещё раз повторюсь собирательство не способно прокормить группу в несколько сотен и тем более тысяч людей в силу ограниченности пищи на территории. Ваш автор любит задавать простые вопросы, я тоже задам. Что они ели?
Комментарий удален
22:58
Если ваша логика и жизненный опыт это необразованного дикаря то да земля плоская и солнце с луной прибиты гвоздями к небесной сфере…
Комментарий удален
20:31
Автор Дима, преклоняясь перед авторитетами заявил: «Так что споришь ты не со мной, а с учёными с мировым именем». Эти ученые и вы как их эпигон, — НЕМАТЕРИАЛИСТЫ и поэтому не видят принципиальной разницы между терминами «собирательство» и «присвоение». Присваивать можно лишь то, что вам НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ (чужую собственность). Вы можете присвоить вашу одежду и обувь? Чувствуете абсурдность вопроса???
Земля, реки, леса (объективные условия существования) первобытным обществом АПРИОРИ считались СОБСТВЕНОСТЬЮ племен. Поэтому их способ хозяйствования является исключительно СОБИРАТЕЛЬСТВОМ: охота, рыболовство, разведение скота, растениеводство и т.д. Производство отличается от собирательства созданием качественно иного продукта. Научились производить орудия труда и войны, научились ЖАРИТЬ мясо и рыбу и т.д. Появление больших стад скота — это КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ рост собирательства, но не производства. Это произошло не в результате неолитической революции, как полагают ученые с мировым именем, а в результате ПЕРВОГО ОБЩЕСТВЕННОГО разделения труда: скотоводство и земледелие. Это дало резкое повышение производительности труда и развитию обмена между кочевыми и оседлыми племенами.
Вобщем, не тех ученых читаете, Дима, и поэтому пофторяете неадекватную действительности информацию.
Высокая скученность первых крестьян в крупных поселениях ухудшила эпидемиологическую обстановку и «подарила» людям массовые болезни и эпидемии. А жизнь вместе с животными привела к возникновению нового «букета» болезней, передаваемых от животных.
Но с другой стороны, это ведь было обычным новым фактором естественного отбора — в итоге выжили организмы, более устойчивые к этим напастям. Классический пример — разная «чувствительность» к алкоголю цивилизационно развитых и обособленных архаических замкнутых этносов, например, Крайнего Севера. Даже после ядерной атаки на Японию, среди выживших, наряду с их высокой смертностью, появился и феномен генетически «особых» людей, более, а не менее «живучих», чем люди обычные (хотя об этом широко не говорят, как о феномене).
Кроме того, осёдлый образ жизни, сельхозпроизводство, развитие технологий и разделения труда, разумеется сильно продлевало среднюю продолжительность жизни в сравнении с кочевым образом жизни, наоборот, увеличивая для людей «свободное время», которое они могли посвятить духовному, а не только животному голоду. Это даже сегодня можно заметить, хоть в Африке, хоть в Азии, хоть в Южной Америке, хоть в Австралии.
Комментарий удален
11:23
Автор Дима сочинил: «На основании этого учёные пришли к выводу, что сначала произошли внутренние изменения — изменилось сознание человека, что отражается в появлении достаточно распространённой религии, архитектуры и символизма. И только затем человек стал менять внешний мир вокруг себя, в частности с помощью земледелия и ирригации».
Здесь нужно уточнить: «ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ученые пришли к выводу....» Прежде чем вы тут начнете глаголить с умным видом, т.е. вещать СЛОВО, вы должны, как минимум появиться на свет МАТЕРИАЛЬНО, т.е. родиться. Затем научиться говорить, обрести СОЗНАНИЕ и образование, а уж затем вещать к городам и весям.
Людям типа вас НИКОГДА НЕ ПОНЯТЬ незыблемую последовательность вещей: сначала человек рождается, а затем обретает сознание. Иначе следует допустить, что сначала появляеться мышление, а затем мозг, его генерирующий. Вы воинствующий идеалист, игнорирующий логическую последовательность эволюции вещей, как и ваши «ученые», которым вы заглядываете в рот. Закон сохранения 'энергии из школьного курса физики вспомните и включите свои мозги. Если энергия / материя вечны, а человечество вышло из природы, то как сознание могло выбежать из природы раньше человека???????????????????????????????