Проблемы образования

Никнейм автора:

Серафим Высотин

Автор:

Серафим Высотин

Статью предложил:

Серафим Высотин

Тип статьи:
Участники

Предисловие:Я не специалист в вопросах образования, поэтому все нижесказанное всего лишь результат анализа моего жизненного опыта и общедоступных источников.

Цели образования

Основываясь на тексте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ряде образовательных программ и представлениях о задачах государства, я могу предположить, что перед системой образование стоят две главные цели:

1) Воспитание активного, семейного, общественного полезного, патриотически настроенного гражданина России [1]

2) Обучение знаниями, умениями, навыками, способностями полезными в повседневной жизни и необходимыми для осуществления выбранной профессиональной деятельности.

Проблемы современного образования

Давайте попробуем оценить, насколько хорошо современная система образования справляется с воспитанием и обучением.

Достаточно посмотреть фильм Константина Семина и Евгения Спицына «Последний звонок», ознакомиться с разнообразными программами для начальной школы, количественные и качественные требования к «Классным часам» что бы понять – современные образовательные учреждения системно не занимаются воспитанием. Нет общепринятых требований, задач, инструментов, специального времени, специалистов. Важнейший вопрос воспитания практически полностью остается на усмотрение конкретных школ и учителей: «сегодня не в каждой школе есть требование проводить классные часы. И правильно. Сам классный руководитель определяет значение еженедельной встречи с классом» [2]

Достаточно сложно объективно оценить соответствие получаемых знаний, умений и навыков потребностям повседневной жизни. Поэтому давайте обратимся к источникам позволяющим понять насколько хорошо система образование готовить людей к осуществлению выбранной профессиональной деятельности: «По последним данным Росстата, в России больше половины выпускников высших учебных заведений (55 процентов) работают не по той специальности, которая значится у них в дипломе. А для некоторых профессий эта доля доходит до 70–90 процентов» [3]. Даже без учета адекватности получаемых знаний выбранной профессии наша система образования неэффективно на 55%!

Вывод: большая часть современной системы образования не достигает поставленных целей!

Безусловно, в нашей стране есть прекрасные школы, педагоги, техникумы и институты, способные должным образом воспитывать и обучать. Однако ситуация в целом говорит о том что это заслуга скорее отдельных педагогов, директоров, ректоров чем системы образования.

Поверхностный анализ советской системы образования

Обратимся к опыту советских учебных заведений и попробуем оценить, насколько хорошо они справлялись с воспитанием и обучением.

Советская система образования активно занималась воспитанием «учащихся в духе высокой нравственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма» [4]. Воспитание занимались в школах во время классных часов, «линеек», по средством индивидуальной работы с учениками и их родителями. Воспитание занимались во время внеклассной работы со школьниками: «Разнообразие форм внеклассной работы учителей истории Горького — это экскурсии в музеи и места исторического прошлого, исторические кружки, вечера, политинформации, лекции, коллективные просмотры фильмов на историческую тематику и другие. Практиковались встречи учащихся с ударниками труда, представителями органов власти, участниками Великой Отечественной войны, чтение и разбор исторической, политической литературы, организация выставок» [5]. Воспитанием занимались пионерские и комсомольские организации: «Ценными формами развития общественной активности и инициативы пионеров были тематические вечера в школе, товарищеская помощь отстающим в учебе, смотры технического творчества пионеров и школьников, олимпиады художественной самодеятельности, работа с младшими школьниками по месту жительства. Одной из действенных форм помощи пионерской организации в развитии познавательной активности детей и подростков стали ежегодные Всесоюзные путешествия тюнеров и школьников по родному краю. Тысячи лучших из них были награждены значками ЦК ВЛКСМ «Юный путешественник». Широко развернулось в эти годы движение юных натуралистов, тимуровское движение» [6]. Воспитанием занимались в различных спортивных секциях, кружках, клубов технического творчества.

Связь государственного планирования и системы образование, распределение по специальности, практика «освоения профессии на производстве» и необходимость наличие соответствующего диплома для приема на работу способствовало тому, что подавляющее большинство выпускников устраивались и работали по специальности.

Вывод: Конечно, у советской системы образования были свои проблемы и недостатки, но она достигала основных целей. Об этом наглядно свидетельствуют подвиги комсомольцев и пионеров в Великой Отечественной Войне, паритет в гонки вооружений с Западом, высокие темпы развития экономики СССР.

Как должно быть?

Ответ на этот вопрос я бы хотел начать с рассмотрения главы «Образование и наука» книги «Третья Империя. Россия, которая должна быть», поскольку в ней содержится много полезных и верных наблюдений и размышлений на эту тему.

«Три цели школьного образования: первая – воспитать из учащегося хорошего гражданина Империи, вторая – создать у учащегося базу, информационную и особенно методическую, которая в дальнейшем, уже вне рамок школы, облегчит усвоение им нужных для карьеры или хобби специальных предметов и навыков, и третья – подтянуть физические кондиции учащихся до считающихся приемлемыми и научить их в дальнейшем поддерживать себя в физической форме. И всё!» [7]

Полностью разделяю взгляды автора на цели школьного образования.

« В этом вся суть российской концепции обучения – если учить только базовым понятиям, то их усвоят и запомнят, а если учить углубленным знаниям, то все они, кроме тех, что связаны с каждодневной работой, по большей части забудутся, как и нетвердо усвоенные базовые понятия». [7]

Соглашусь с тем, что в школах должны преподавать только базовые и основные знания. Однако не могу согласиться с тем что этого будет достаточно для того что бы их усвоили и запомнили большинство учащихся.

Ученик незаинтересованный в усвоении знаний и не применивший их на практике несколько сотен раз с равной степенью забудет как базовые сведенья, так и более глубокие.

Что мы помним из школьной программы? То, что нам было интересно изучать и, то, что мы можем применять на практике. Следовательно, задача учителя не только обучить базовым знаниям, но и заинтересовать ученика их изучением, а так же научить применять. Только тогда большинство учащихся усвоят и запомнят пройденный материал.

« Основной смысл существенно сокращенной по объему программы обучения (в сравнении с тем, что было до этого) состоит в том, что уж ее-то учащиеся усваивают основательно, на всю жизнь. Достигается это, во-первых, всеобучем начальной школы – усвоенные на нем ментальные техники в дальнейшем существенно увеличивают воспринимаемость любого материала (для чего они и преподаются); а во-вторых, другой системой преподавания материала и контроля за его усвоением. Материал структурирован скорее по-университетски – это, в частности, выражается в том, что разные части одной науки изучаются не последовательно, а параллельно. Например, вместо того чтобы на уроках биологии изучать в четвертом классе ботанику, а в пятом – зоологию, в течение всех четвертых-пятых классов изучают параллельно и то и другое, а также на их примерах и эволюционную теорию. После каждого класса, начиная с третьего (при том, что он относится еще к начальной школе), сдаются экзамены по каждому предмету: после третьего – по Закону Божьему, чтению, письму, арифметике, всеобучу и физкультуре, после четвертого и пятого – по Закону Божьему, русскому языку, истории, нашей стране, географии, математике, физике, биологии и физкультуре, а после шестого и седьмого – то же, однако без русского языка и географии, но с добавлением химии и технологии. На экзаменах нет оценок, их результат выражается в виде «зачтено» или «не зачтено», а знание соответствующего предмета проверяется не в объеме прошедшего учебного года, а накопительно за все годы с начала его изучения – поэтому вариант «выучил—сдал—забыл» здесь не очень проходит. Экзамен после седьмого класса считается выпускным, поэтому на нем опять сдают всеобуч, географию и русский язык, которые были закончены соответственно в третьем и пятом классах». [7]

Согласен с автором, но хочу заметить, что наряду с «Всеобучем» нужно вводить еще и «Практикум» на котором ученики будут применять полученные знания под руководством учителей для выполнения интересующих их задач или создания проектов.

Хочешь сделать качели? Пожалуйста, нарисуй под руководством учителя проект, посчитай, сколько и каких материалов потребуется, получи через школьный склад материалы (на сумму не выше определённой) и сделай себе качели. И экзамены должны приниматься не только в теоретическом, но и в практическом виде. Дабы научить, не только усваивать любые знания, но и применять их на практике.

«Русские полагают, что для воспитания хороших граждан важно, чтобы никто не выделялся, поскольку главное свойство граждан – их полное исходное равенство для Империи; конкурентоспособность же важна для личного успеха в карьере, а он государству безразличен». [7]

Так ли безразлична личная и коллективная конкурентоспособность для государства? Не выльется ли неумение конкурировать внутри класса и школы привитое в детстве, затем в неумение конкурировать в науке, спорте, войне с представителями других стран?

Безусловно, все граждане должны быть равны, не на словах, а на деле, перед государством. И школа должна давать своим ученикам равные возможности, подтягивать отстающих и воспитывать детей в духе равенства и братства. Однако не стоит полностью исключать взаимоуважительное, честное соревнование между учащимися. Возможно, стоит сместить акцент и поощрять коллективные (командные) соревнования между классами, школами, городами, регионами. При этом команды участников соревнований должны формировать случайным образом, что бы избежать «натаскивания» отдельных учеников и классов на определённые задачи. Так получиться привить детям полезный дух честного соперничества, коллективизма и сохранить полное исходное равенство граждан.

«Насколько в отношении школы все унифицировано и монополизировано государством, настолько этих уровней образования государство практически не касается: и училища, и институты могут учреждаться кем угодно, в виде как коммерческих предприятий, так и бесприбыльных организаций, никаких лицензий для этого не требуется, и учить они могут чему угодно и как угодно. Империя считает эту сферу чисто рыночной и предоставляет рынку возможность ее регулировать. Соответственно обучение в училищах и в институтах платное, а если какое-то из этих учреждений считает целесообразным бесплатно отдавать часть мест наиболее одаренным абитуриентам, как это часто практикуется и у нас, это его личное дело – пусть отдает хоть все. Единственное жесткое правило, о котором я уже писал, – не принимать тех, кто не отработал положенные три года после школы» [7].

Я бы добавил к этому правилу еще одно: обязательное трудоустройство училищами и институтами всех учеников по специальности и выдача документа о законченном образовании после 2 лет «освоения профессии» на практике. Это позволит, увеличит профессионализм выпускников и приведет к резкому снижению образовательных учреждений выпускающих тысячи невостребованных специалистов, которые затем не могут найти работу по специальности (то самое разбазаривание общественных и личных ресурсов).

В остальном с главой «Образование и наука» книги «Третья Империя. Россия, которая должна быть» я согласен. На мой взгляд, это одна из лучших концептуальных работ на эту тему прекраснейшим образом описывающая какой должна быть система образования в нашей стране.

Что нам делать?

От советских времен нам досталась система образования, неплохо обучающая теоретическим знаниям. К сожалению, воспитанием, обучениям практическим умениям и оздоровлениям наших детей это система почти не занимается. Поэтому эти задачи целиком и полностью ложатся на наши плечи.

Воспитывайте детей в «Имперском духе», учите их применять полученные знания на практике, выбирайте институты, дающие реальные профессии, а не красивые дипломы, ну и, конечно же, занимайтесь само оздоровлением по средствам занятий физкультурой и профилактики заболеваний. Как говориться: "Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся" ©.

Если у кого-то есть силы заниматься не только собой и своими детьми, но еще и соседскими или выпустить учебник по «Всеобучу» или иначе способствовать воспитанию, обучению и оздоровлению будущего поколения – действуйте. Вместе у нас больше шансов восполнить пробелы современной системы образования.

Источники:

Дата первого опубликования:
0
647

18 комментариев

15:36
Спасибо за такой объемный труд…
Однако вынуждена Вас несколько разочаровать.
Для того, чтобы рассуждать о воспитании, надо для начала понять — а что это за зверь такой «воспитание»?
Вы не можете взять воспитание на себя. Потому что воспитание личности слишком сильно зависит от окружения. Не только семьи, но и общества, государства.
В СССР воспитание старались выстроить непрерывным процессом. Когда воспитываются не только школьники, но и молодежь, и даже взрослые уже, состоявшиеся люди.
Если мы хотим воспитать новое поколение в нужных нам ценностях — нам надо одновременно воспитывать и государство.
Вот что говорил о процессе воспитания один из лучших, на мой взгляд, практиков в этой сфере, Макаренко:
«Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям».
Не можете вы воспитать полноценно человека. если не можете ему обеспечить организованность жизни.
Вы можете сколько угодно воспитывать девочку в строгости, но если единственный способ для нее получить какой-либо шанс в жизни, это стать, пардон, проституткой, то она ей станет. Или, хотя бы, попробует.
Яркий тому пример — 90 годы. Когда дети воспитывались еще в советской системе, их родители выросли в советской системе. Но окружающая действительность резко изменилась, и дети мечтали стать или бандитами, или проститутками.
Не бывает воспитания без окружения.
Комментарий удален
К сожалению, у меня лично нет практически никаких действенных средств «воспитания государства». Нет таких средств у моих друзей, знакомых, родственников. А вот дети есть или скоро появятся у большинства окружающих меня людей и их воспитанием нужно заниматься уже сейчас, не дожидаясь преображения государства.
Поэтому я могу только заниматься самовоспитанием и пытаться воспитывать подрастающее поколение в меру своих скромных сил и возможностей. Я понимаю, что эти попытки в современном обществе вряд ли увенчаются полноценным успехом, но воспитательный опыт небольших организованных коллективов позволяет мне надеяться хотя бы на ограниченный успех.
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Современная «база, на которой можно построить любое здание» не включает в себя знаний и умений по строительству зданий и не объясняет, зачем его вообще строить. Можно добавить к неплохой теоретической базе, сохранившейся со времен СССР, еще практические умения и воспитание? Что бы ученик, недавно изучивший формулы расчета площади мог, например, вычислить сколько нужно погонных метров обоев для оклейки всех стен в его комнате?
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Племянник. Рассказал, что с трудом сдал экзамен по вычислению площади на четыре, после просьбы посчитать площадь крылечка, на котором мы стояли в момент разговора в своих шагах, сказал «мы это не проходили» и отказался.
Друг около часа учил сына считать и складывать яблоки, тряпочки, палочки и прочую мелочь пока ребенок не научился использовать полученные в школе теоретические знания о сложении на практике.
Подобных примеров масса. Ученику, освоившему теоретические знания в школе приходиться потратить немало времени и сил что бы научиться их применять на практике и выработать соответствующую психологическую установку «Я знаю, как это сделать! А если не знаю, то подумаю и смогу найти решение!».

Теоретические знания как физическая подготовка для спортсмена. Без неё никуда, но и одной физической формы недостаточно, что бы успешно выступать на соревнованиях. Нужно уметь еще правильно использовать свои физические возможности и выработать уверенность, решимость, храбрость позволяющую преодолевать возникающие трудности.

Именно поэтому я считаю необходимым давать любые теоретические знания вместе с умением применять их на практике и соответствующим воспитанием позволяющим изменять мир.
Комментарий удален
Практика введение на местном уровне дополнительных предметов и организация различных туристических слетов, линеек, воспитательной работы на уроках говорит о том что в школе есть достаточно резервов для того что бы начать воспитывать и обучать применять знания на практике. С другой стороны, я прекрасно понимаю, что даже после рационализации учебной программы школа сможет решать эти задачи на весьма среднем уровне. Поэтому я то же считаю необходимым создавать бесплатные или условно платные кружки обучающие применению знаний на практике и «довоспитывающие» детей.
В одной из школ нашего города инженеры и специалисты, работающие на ближайшем заводе, ведут кружок робототехники, в рамках которого обучают детей собирать схемы, писать простейшие коды и т.д. Занимаясь в этом кружке, дети на практике могут применять свои знания по физике и информатике.