YURASUMY - Путь в Империю: другого выбора у России нет

Автор:

YURASUMY

Статью предложил:
Тип статьи:
Участники

Чем живет человек? Все люди Земли живут простыми понятиями и решают одни и те же жизненные проблемы: пища, кров, продолжение рода… Продолжение рода подразумевает передачу своему потомству неких стереотипов, правил поведения, называемых обобщенным понятием «мышление».

Жизнь человека — это стремление к некоторой цели. Для одного цель – это найти сотню/полтинник на опохмел, и она возникает каждое утро, а другой ставит перед собой более глобальные и интересные цели-задачи. В 90% случаев они индивидуальны и касаются только его или членов его семьи.
Но 10% целей (где больше, где меньше) обычно выходят за рамки личного. Люди, их ставящие, понимают, что у группы людей с общим менталитетом и цели в чем-то схожи. Более того, создавая некую общую для многих цель, становится много проще решать частные цели каждого из группы. Так родилось общество и, по сути, цивилизация. Создавались некие группы людей, объединявшиеся для достижения общих целей, в которые они вплетали и свои личные.
Одни группы объединяло желание обогатиться, другие – обеспечить своему роду-племени жизненное пространство, чтобы тем самым поставить свое потомство в лучшие условия по отношению к соседям. Так возникло деление людей на группы по интересам.
И всегда соблюдалось некое правило. Как только группа становилась очень большой, она распадалась на подгруппы, начинавшие бороться друг с другом.
Природа процесса проста и понятна. Чем больше группа и чем разнообразнее условия ее обитания, тем меньше общего становится у ее членов. И однажды наступает критическая точка, которая ломает группу на куски. Причем этот процесс шел всегда одинаково. И не важно, что ранее единая община начинала находить между собой отличного: территорию, религию, язык. Результат всегда был одним.

Принцип закрытых групп

Сначала люди делились по родоплеменному признаку. Племя благодаря набору благоприятных факторов росло и становилось сильнее. Оно занимало новые территории и выдавливало с них конкурентов.

Все эти группы всегда имели общим то, что инкорпорация внутрь инородцев, практически исключалась. Любая подобная группа росла за счет внутренних ресурсов. Причина проста. Принцип свой-чужой в них определялся по праву рождения и по тому стереотипу поведения, который был присущ именно этой группе людей. И чтобы влиться в эту группу, надо было полностью поменять свое мышление.
Когда территория становилась слишком большой, а связи между частями племени нарушались, образовывался союз племен. Племя распадалось на несколько. Распадалось потому, что начали возникать противоречия. Пока противоречия не были принципиальными и были меньше объединяющего начала, союз проводил общую политическую линию и продолжал по возможности свою экспансию. Но рано или поздно противоречия начинали преобладать.
Экспансия в те времена не подразумевала объединения разных племен с разными ментальностями ради неких общих целей/ценностей. По сути, все они были закрытыми сообществами с жесткими ментальными матрицами. Такая система отлично работает на малых территориях и малых группах, но быстро теряет свою эффективность при своем росте.
Нельзя жить одинаково в разных географических точках, имеющих свои особенности.
Например, все знают хрестоматийный случай бережливости японцев, которым выдали во времена СССР участок на вырубку леса. Они подобрали там даже щепки. Потому, что в Японии дерево – это огромная ценность. Но если японец начинает жить в Сибири постоянно, он перестанет подбирать никому не нужные щепки и ветки. Потому что это в местных условиях бессмысленно. А это уже новая ментальность.

Это и предопределяло краткосрочность существования доминирующих этносов. Семена своего заката они носили в себе. Каждая новая победа приближала их падение. И так было до того момента, пока не был изобретен принцип империи.

Принцип империи

Возникновение империй было запрограммировано. Рано или поздно кто-то должен был додуматься до простой мысли, что крупные образования не могут строиться по методу диктата и жестких систем. Они неустойчивы и живут только до первого внешнего или внутреннего толчка, разваливающего систему.

Самый наглядный пример, из хорошо описанных в истории, — это государство Атиллы. Пока был жив сильный вождь, объединивший под своей властью множество разнообразных племен, его держава была могучей. Но только до его смерти.
Главной задачей любой империи является инкорпорация всего ее населения в состав некоего общего объединения. Очевидно, что его нельзя осуществить путем жесткого диктата и навязывания ценностей. Только создание неких общих ценностей, которые близки всем и которые не входят в противоречие с мировоззрением составных частей, может стать базисом империи.
Первые империи строились по религиозному принципу.
Римская империя стояла на обожествлении рода императоров, которые защищали римскую цивилизацию и ее устои. Жизнь в Риме была легкой и удобной, что начали ценить не только урожденные римские граждане. Проповедь Иисуса породила ранний Христианский мир Византии, а появление пророка Мухаммеда Исламский мир Арабского халифата.
Все эти империи были открытыми системами, впускавшими в свой состав чужаков (это главный принцип любой империи). Любой, кто принял новые правила поведения, мог стать в ней всем. Открытость системы позволяла постоянно вносить в эти правила изменения, отвечающие времени. Так были построены первые огромные общественные системы — государства, пережившие века.
Позже, с развитием общества, не только религия стала определять общность. Яса Чингисхана породила Монгольскую империю. Империю со многими религиями, в которой общим была взаимопомощь всех членов общности. Веротерпимость первых монгольских ханов, понятные и простые принципы общества, в котором все защищали любого его члена, даже самого слабого и бесполезного, в течение десятилетий объединили большую часть Евразии.
Кстати, именно благодаря Чингисхану сегодня не убивают послов. Убийство посла считалось самым тяжким грехом, согласно Ясе, но широко практиковалось до нее. Взять бы всем дипломатам и скинуться на памятник Тэмуджину, а не клеймить его как исчадие ада.

Отказ от этих принципов разрушил Монгольскую империю лучше любого врага. Вообще, пример Монгольского улуса очень показателен и поучителен. В первую очередь для тех, кто очень хочет построить империю по национальному принципу.

Русская империя

Она проходила несколько этапов своего становления. Став фактическим наследником монгольской традиции морали в стереотипах поведения, она начала вбирать в себя все ее осколки, которые готовы были объединиться под идеологией Святой Руси. Труды митрополита Алексия и преподобного Сергия Радонежского создали тот костяк и те принципы поведения, позволившие собрать вокруг себя значительную часть русских земель. Собственно, именно тогда и возникло современное понятие «русский». Ими были те, кто принял новые принципы поведения, вне зависимости от рода — племени.
Уже конец XVI века показал, что дальнейшее развитие и расширение империи на запад по этим принципам невозможно. Первые контакты даже с близкими по ментальности днепровскими черкассами и белорусско-волынской русью показали, что инкорпорация их в состав империи без изменения ее принципов невозможна.
Жестокие войны конца XVI — начала XVII веков показали, что былого единства русской земли уже нет и надо искать новые принципы, на которых его можно осуществить вновь. Но не только эта проблема заставила власть в Москве переосмыслить матрицу государства. Точно такая же проблема, как и с Украиной и Белоруссией, возникла у России в Башкирии и на других окраинах государства – на Кавказе. Попытка действовать по старым лекалам везде натолкнулась на сопротивление, а значит, пришло время либо их менять, либо забыть об империи и превратиться в государство русского этноса.
XVII столетие стало временем зарождения новой Российской империи. Произошла смена династии, которая стала «западнической». Пришлыми с Украины и Белоруссии реформаторами были изменены церковные каноны. Внутреннее «гражданское противостояние» окончилось поражением ревнителей Святой Руси и победой новых имперцев.
Старообрядчество (как стали называть в России сторонников прежнего курса) было вытеснено на границы и за ее пределы, и после 100-150 лет, когда острота противоречия уже спала окончательно, вновь вернулось в лоно империи как ее составная часть.

Реформы в России были начаты не Петром I. Первыми реформаторами Русского царства стали его дед и отец. А Петр просто продолжил их дело. Жестко, кроваво, но бесповоротно. Вторая половина XVII века для России стали временем перерождения ее в Империю нового типа.

Которое окончилось только во второй половине XVIII века.

Как результат, империя Романовых уже со второй половины XVII века начала быстро расти. Первым пробным камнем стала Украина. Уже через 50 лет новой политики ее население забыло о былых различиях между ними и русскими. Из истории Чугуевского полка (когда Белгородский воевода по привычке решил из приднепровских черкас Острянина сделать по-быстрому «русских», что окончилась бунтом) были сделаны выводы, как показала история — правильные.

Схема заработала

XVIII и XIX века стали временем расцвета империи Романовых. Она присоединяла территорию за территорией, где ее принципы встречали понимание и поддержку. На пике успеха в недрах империи зарождались грандиозные проекты по присоединению и превращению в свой оплот Крыма, Причерноморских степей, Правобережной Украины, Белоруссии. Грандиозный греческий проект имел все шансы на успех. Присоединение Средней Азии и Закавказья примечательны сами по себе.

Дети ревностного борца с русским владычеством Шамиля верой и правдой служили русскому императору. А потомки самых непримиримых с русским влиянием в Средней Азии текинцев, летом 1914 года (через 30 с гаком лет после их присоединения) сформировали у себя и на свои деньги полк. Самый славный полк русской кавалерии в ПМВ. Только за два с половиной месяца участия в боевых действиях из 627 человек личного состава 67 стали георгиевскими кавалерами и кавалерами других орденов, а свыше 70 получили медаль за отвагу.
Уже к началу ХХ века механизмы империи Романовых начали сбоить. Было найдено ее слабое место, по которому и ударили. Это национализм. Он возник не случайно и не сам по себе. Пришло время империям «второй волны» трансформироваться в нечто новое или погибнуть. Идеи, родившиеся в XVIII веке в среде масонов и прочих строителей нового мира, за полтора века кристаллизировались в новые общественные принципы, которые и разрушили неготовые к этому образования.
Неверно считать, что национализм ударил только по империи Романовых. Точно так же и в это же время были окончательно уничтожены империи, существовавшие столетиями: Габсбургов и Османов. И это не случайно.

Империи и современность

К началу ХХ века в обществе уже сформировались идеи единого мирового правительства, основанного на новых принципах социальной справедливости. Кто, когда и на каких основах выстроит новый мировой порядок? Пока ответа окончательного нет, но однозначно это будет империя нового типа.
Религия строителями нового уклада формально была отправлена в архив, как и феодальные пережитки прошлого.
Хотя все новые империи, даже СССР, в основу морали положили христианские ценности.
Любые трансформации подобного типа всегда заканчивались большой кровью. Достаточно вспомнить примеры войн в Европе в XVIII веке. Тридцатилетняя война выкосила население континента даже сильнее, чем войны первой половины ХХ века.
Вторая мировая война стала столкновением трех новых имперских проектов: американского (либерально-торгового), немецкого (европейскоцентристского) и русского (евразийского).
В результате немецкий был временно задавлен, а спор продолжили империи победители. Далее мы увидим рождение новой империи в Китае, которой удалось на новой имперской матрице за несколько десятилетий из десятка этносов создать единый китайский народ, временное ослабление евразийской империи и, как следствие этого, недолгий период восстановления четвертого рейха в виде Евросоюза.
Также несколько более слабых проектов империй будущего (исламского арабского халифата, Иран, неоосманизм и т.д.) также пытаются найти свое место под солнцем с разными шансами на успех.
Именно такую ситуацию мы видим сегодня. Что и как будет завтра? Давайте порассуждаем, но уже в другой раз.
Дата первого опубликования:
0
3894

7 комментариев

19:33
Интересно. Буду ждать новых рассуждений в другой раз.
23:17
Я его на лайвджорнале читаю и политраше… можно там посмотреть…
Интересное рассуждение об Империи и развитии общества, подталкивающее к размышлениям о сущность «Империи», её альтернативах и особенностях.
Автор, верно, подчеркнул основную проблему развития государств «инкорпорация всего населения в состав некоего общего объединения». Действительно, любое государство нуждается в способах объединения подданных, территорий, элит и т.д. На мой взгляд, есть несколько принципиально разных путей решения данной проблемы:

1) «Подчинение» – ты полностью принимаешь нашу культуру, экономику, власть, армию и постепенно становишься одним из нас.
2) «Союз» – мы все сохраняем свою культуру, экономику, власть, армию, но при этом объединяемся для решения общих задач.
3) «Компромисс» – частичное изменение и частичное сохранение культуры, экономики, власти, армии или сохранение одного из аспектов самобытности и отказ от других.
4) «Преображение» – мы вместе меняем свою культуру, экономику, власть, армию во имя общих целей и идей.

При этом для создания долговечной могущественной державы, которая объединяет разные народы и территории и играет значительную роль в регионе или мире (Империи) подходит, только последний вариант.
«Подчинить» другие народы и территории не просто, да и их жители будут долго сопротивляться попытке переделать себя под нужды завоевателей, требуя больших усилий для ассимиляции.
«Союзы» слишком недолговечны.
«Компромиссный вариант» хорош только для объединения схожих народов и территорий с их последующим, очень постепенным объединением. Принципиально отличающиеся народы и территории с трудом приходят к компромиссу.
«Преображение» обычно не вызывает такого яростного сопротивления, и достаточно быстро приводить к объединению всего населения и территорий в единое мощное государство способное влиять на окружающие страны не только силой оружия, экономики и политики но и привлекательностью идей.
И действительно анализируя опыт всех успешных Империй, мы видим, что они действительно исповедовали данный путь, в эпоху своего расцвета предлагая всем желающим вместе с ними идти к некоему общему светлому будущему. Когда же политика совместного изменения во имя общих целей и идеалов менялась на иную или изменялись сами идеалы и цели, Империя тут же начинала испытывать серьёзные внутренние и внешние проблемы. Пожалуй, это одна из двух причин разрушения Империй. Империи либо терпят поражения в войне с другими Империями как Третий Рейх, либо разрушаются, отказавшись от своих идеалов и политики совместного пути к «светлому будущему».
10:32
Нет ли здесь опасности совместно допреображаться до утраты национальной индентичности? Помнится, была такая цель — всем преобразиться в некую новую общность — советский народ. Что-то не срослось. Может быть, как раз уважительное отношение к национальным архетипам и кропотливое, деликатное их встраивание в некую общую культурно-политическую систему более перспективно? Тут ведь как бы не навредить преобразованиями-то.
Такой опасности нет, по тому что «утрата национальной идентичности» не требуется и не возможна.
Совместная работа разных народностей, фамилий, семей, классов для достижения общеполезных целей приводит к нескольким важным результатам, который как раз позволяют уважительно и деликатно встроить частные особенности в некую общую культурно-экономическо-политическую систему. Давайте рассмотрим эти результаты на примере того же СССР
1) Формирование общенародной\общегосударственной идентичности, не подменяющей, а дополняющей идентичность народностей, классов, фамилий, семей.
Ребенок в советской школе не переставал быть представителем своей народности, семьи, однако он становился частью общешкольного социума – школьником и постепенно новые общие особенности начинали превалировать над частными. По меткому выражению Дмитрия Пучкова, тогда люди себя чувствовали на 70% советскими людьми и только на 30% представителям отдельных народностей.
2) Создание общегосударственных/общенародных материальных ценностей, способствует совместному и в то же время индивидуальному развитию
Если у вас есть Дворцы Культуры, вы можете в них не только приобщаться к элементам чужой культуры, но и развивать свои. Никто не мешает вам развивать свой уникальный стиль в музыке, например, опираясь на традиции своей народности, фамилии, семьи.
3) Каждая семья, каждая фамилия, каждая народность вносит свой уникальный вклад в общую культурно-экономическо-политическую систему.
Поэтому шашлыки теперь едят по всей России, а пельмени и борщи хорошо известны в Казахстане и Армении.
Что же касается причины, по которой «что-то не срослось» она довольно проста: отказ от общих целей. После смерти Сталина большая часть партии под коммунистическими лозунгами фактически занималось реставрацией капиталистических ценностей (у каждого должна быть машина, квартира вместо равного доступа всех к использованию машин, квартир).
06:49
Теоретически все вроде бы логично. А практически? Вспоминаются, например, школы-интернаты, в которых на девять месяцев свозили детишек из тундры, давали им хорошее среднее образование, только вот дети абсолютно отвыкали от специфических форм существования в собственных родных ярангах-чумах, забывали родные обычаи, культуру, даже язык. Об этом сейчас как-то вспоминать не любят. И не только шашлыки по всей России едят, но еще и водку пьют, а у тех же северных народов организм к этому делу совсем не приспособлен, сколько «огненная вода» жизней унесла среди манси, хантов и прочих? Прекрасно помню огорчение своей школьной подружки-татарки, которая, побывав летом в деревне своей бабушки на отдыхе, с болью говорила мне, что там никто из ее сверстников не знает татарского языка. Национальных школ было мало, и перспективы выпускников таких школ в реальности были ограниченными: если хочешь быть не учителем родного языка в национальной школе, а, например, инженером — изволь учиться в русской школе. Я не к тому, что поставлен вопрос неверно, а к тому, что решение его очень сложно, тут с наскоку нельзя, тут надо долго думать.
А вот с чем абсолютно согласна — с последним тезисом. Только, может быть, нам нужно было пройти через искушение этими материальными ценностями, чтобы понять, что они не так уж важны? Чтобы понять, как мало можно получить за деньги (в сущности все это сводится к нездоровой жратве, куче лишних тряпок и жилью, которое по причине дурных размеров толком даже освоить не получается) нужно это попробовать. А потом, стоя в многокилометровых пробках (ну как нормальному человеку баз авто, это же прям потребность насущная), с тоской думать — пешочком или не велике оно было бы здоровее и быстрее, и на какого черта мне весь этот гемор сдался?
Безусловно, реализация этой идеи на практике требует мудрости, осмотрительности и осторожности. Нужно понимать что индивидуальность, неповторимость и самобытность каждой народность проживающей в России наше общее богатство, нуждающееся в бережном отношении и защите.

Мне кажется, все в этом мире имеет смысл, и мы прошли советский и дикокапеталистический период что бы синтезировать лучшие проявления того и другого.