Минаков Вячеслав - Высшее образование и системное мышление

Никнейм автора:
Тип статьи:
Участники

Умение думать

Чтобы лучше понять одну из проблем современного высшего образования, нужно рассмотреть цели, которые оно преследует.

Конечно, главными из них являются: освоение общеобразовательных и специальных дисциплин, подготовка специалистов… Но есть еще одна, не менее значимая цель: социализация и, в определенной степени, приобщение учащихся к культуре.

Бывший школьник проходит некоторый путь и становится условно «взрослым». Его общение происходит не только с однокурсниками, но и с учащимися других курсов и профессорско-преподавательским составом. И за несколько лет обучения формирует те черты характера и личности, которые можно приписать «взрослому». При этом данного «взрослого» стоит рассматривать и как порядочного, ответственного гражданина, а значит, воспитание граждан также является задачей высшего образования.

Чтобы достичь этих целей, ученики высшей школы должны, что называется, уметь работать с информацией. Человек должен не только запоминать информацию, но и уметь ее обрабатывать, то есть думать, мыслить. В более широком смысле весь навык работы с информацией можно охарактеризовать как «умение думать». В этом и кроется проблема современного высшего образования: мало кто учит думать.

Системный подход как методология мышления, или учимся думать

Чтобы научить человека мыслить и эффективно работать с информацией, нужно научить его соответствующим методам и подходам, среди которых фундаментальным является системный подход. Данный подход рассматривает любой объект как систему. Система – совокупность взаимосвязанных элементов.

Почему же системный подход является базовым? Одна из причин заключается в нашем сознании и особенности его работы. Обработка информации, представленной в системном виде, требует меньше ресурсов, и поэтому она происходит более эффективно. Тот, кто хотя бы раз путешествовал и собирал дорожную сумку, знает, что её можно сложить по-разному. Можно набросать половину необходимого, оставив много пустот между вещами, а можно уложить всё компактно, сохранив свободное пространство, которое можно использовать. Второй вариант предпочтительнее, так как использует тот же ресурс (сумку) с большей пользой. Аналогично: чем больше системности в представленной информации, тем больший объем её может хранить и обрабатывать человеческий мозг, и тем лучше будет проходить данная обработка.

При таком подходе важной закономерностью является то, что система строится, как правило, для решения цели. Меняется цель – под нее строится другая система. Приведем пример построения таких систем.

Допустим, у вас есть цель: купить хлеб. Для решения этой цели в голове возникает простой алгоритм: выйти из дома, дойти до магазина, взять хлеб с полки, оплатить на кассе. Так как эти действия просты и привычны, алгоритм формируется без особого участия сознания, человек не сильно задумывается.

Но, допустим, задача усложнилась. Вы в магазине, ваши финансы ограничены, а ассортимент продуктов большой. В таком случае придется выбирать вкусные, полезные и недорогие продукты. Чтобы выбрать, нужно рассмотреть и сопоставить множество факторов. Вот тут и начинает выстраиваться системная информационная модель. Такие атрибуты, как вкусовые качества продукта, его полезность, цена и т.д., становятся элементами системы. Далее, чтобы их сравнить, нужно понять, как они соотносятся друг с другом, то есть между ними нужно создать связи. В точной форме задача решается математически. Численно оценивается каждый атрибут (например, полезность первого продукта – 7, второго – 10) и решается система неравенств. Безусловно, на практике никто не считает математические системы, но даже примерная качественная оценка (что вкуснее, что дороже) дает хорошее наглядное представление и позволяет найти решение, хотя для этого, конечно, тоже придется немного подумать. Приведенную задачу можно решить (и многие успешно это делают) и без специальных знаний, но понимание системного подхода и практический навык его постоянного использования помогают сделать это быстрее и точнее. И если для простого обывателя это просто вопрос удобства, то для большинства специалистов, перед которыми ставятся различные многоплановые задачи, это показатель профессионализма и компетенции. Кроме того, не стоит забывать, что дело не только в скорости решения – некоторые сложные задачи вообще невозможно решить без знаний и навыков системного подхода, и, если в быту они встречаются не так часто, то в профессиональной практике от них не уйти.

Системный подход предполагает не только его ситуативное использование для решения задач, но и постоянный процесс построения общей структурной базы знаний. Это можно проиллюстрировать на примере библиотеки. Если в одной большой куче будут валяться сотни тысяч книг, то вряд ли вы что-то там найдете. Чтобы быстро отыскать нужную книгу, необходимо, чтобы они все были отсортированы по известным закономерностям: по авторам, названию, ключевым словам и т.д., и все это по алфавиту. То есть нужна структура, которая легко может в зависимости от цели (закономерности) поиска (по автору, по названию) сформировать систему из книг. Системный подход также создает в голове подобную структуру, только вместо книг там понятия, мысли и образы. За счет подобной структуры становится легко оперировать даже большими объемами информации.

Системное мышление затрагивает и другие сферы работы с информацией, например: информационные коммуникации, работу с источниками информации и т.д.

Если говорить про работу с источниками, системный подход регулирует не только поиск этого источника во всем многообразии знаний, но и нахождение нужной информации в самом источнике, и работу с ней. При этом данный подход предполагает не простое запоминание найденной информации, а интеграцию ее в общую базу знаний.

Системное мышление и гражданское общество

Как мы видим, системное мышление позволяет выполнить основные образовательные цели высшей школы, формируя не только всесторонне развитого человека, знающего историю, культуру, физику, химию и математику, но и специалиста, имеющего все шансы стать настоящим профессионалом в своей области.

Однако не менее интересным является формирование системного мышления и для достижения другой цели. Чем же системный подход помогает в воспитании граждан, ведь он является скорее средством работы с информацией, причем любой, любого политического и идеологического толка, а мировоззрения людей формирует скорее система ценностей.

Конечно, можно говорить, что хороший специалист уже является выгодным для государства гражданином, и, более того, чувствуя свою профессиональную ценность для своей страны, будет естественным сторонником идеи стабильности и государственности. Все это так, но системное мышление формирует граждан не только в формате специалистов. Оно является не просто помощником, средством для создания ценностных императивов – оно само, фактом своего существования, создает такие императивы. Человек, привыкая все воспринимать системно, начинает видеть страну, общество, государство как большую систему, а себя – как ее часть. Он понимает, что его цели совпадают с целями системы, с ее развитием. В определенной степени интересы страны даже становятся самостоятельной ценностью, не умаляя при этом индивидуальные потребности.

Системное мышление дает и средства для подобного коллективного сознания.

Во-первых, сам тип мышления будет являться прочной объединяющей платформой, с помощью которой историк, например, поймет инженера или врача. То есть любой специалист намного легче поймет и оценит работу другого специалиста не потому, что они два инженера, а потому, что они два специалиста. Что-то похожее есть в научной среде: двое ученых, как правило, могут неплохо понять друг друга, даже если они представляют разные науки, но, несмотря на это, их объединяет общая научная методология.

Во-вторых, обладая системным мышлением, проще контролировать и оценивать работу другого специалиста (например, чиновника) за счет того, что оно помогает более эффективно работать с информацией.

Так гражданин начинает нести в себе миниатюрную модель государства. Он понимает не только то, как должен работать он сам, но и как должно работать государство и каждый в государстве, и что делать, если этот уклад нарушается. Достигается такое положение не только системой общих норм, правил и обязанностей, но и общим типом мышления.

Кроме того, такой формат построения мысли способствует появлению у человека некоторых особенностей мировоззрения, например, в оценочных суждениях. Привыкая к его применению в решении жизненных вопросов, человек использует его и в оценке мира. Его мышление становится комплексным, диалектичным, он может посмотреть на проблему с различных сторон. Такой человек, услышав однозначную и однобокую позицию, начнет выстраивать комплексную систему и говорить, что с этой точки зрения так, а с этой так, а вот с этой вообще вот так. Такие люди по Майданам не ходят, мозгов хватает оценить ситуацию и не вестись на дешевую эмоциональную пропаганду.

В стране, где гражданам присуще системное мышление, различные революции, государственные перевороты, коррупция, неэффективность власти, медицины, образования и другие глупости сведены к минимуму. Оно, наряду с патриотическим воспитанием и системой ценностей, помогает гражданам образовывать качественные связи друг с другом, которые формируют здоровую целостную структуру общества.

Таким образом, грамотная система высшего образования является одной из опор для построения сильного и справедливого государства и гражданского общества.

Дата первого опубликования:
0
1919

25 комментариев

10:27
Автор абсолютно прав. В советское время даже была такая фраза: «Высшее образование — это то, что останется в голове, после того как ты забудешь все то, чему тебя учили в институте.» Несмотря на некоторую парадоксальность в этой поговорке заключена вся правда — в голове остается «метода», что на самом деле и есть системный подход. А он касается не только профессиональной деятельности, но и вообще всего, что с человеком в жизни происходит.
11:07
Спасибо. Только у нас к сожалению, сейчас, не такой подход, который описан в данной статье, и не только к образованию, а вообще ко всему. Думаю это связанно с тем, что нет жесткой ответственности за результат деятельности, на всех уровнях социума. Dura lex, sed lex…
19:31
В чем Автор абсолютно прав? Тезис, вынесенный в заголовок «Высшее образование и системное мышление», никак не доказан, не обоснован, не имеет предпосылок, и имеет массу еще «не», за работу 1, системное мышление 1. Садись.
07:09
Извините, не совсем вас понял.
19:14
К сожалению, уровень образования падает катастрофически. Примеров слишком много. Особенно в средней школе. Моя дипломница, когда я объяснял ей принципы лазерной сварки и резки спросила: «А, разве медь и олово не один металл?» Я ей: " Милая, а у вас в школе химия была?" — «Нет!» -отвечает, «практически не было!» «Это как?» — «Да вот», говорит, «Химичка сначала болела, потом ушла в декрет». И это в Питерской школе, не в захолустье. Моя младшая дочка, проучившись год химии спросила меня: «Папа, а что такое „эйч си эль“?» Поясняю для непонятливых- HCl — хлороводород или в растворенном виде — солянка. После года обучения химии в Питерской школе! Правда, она, тут же, в этом же году, сама, перешла в 30 ФМЛ, и получила достойное среднее образование, но факт остается фактом. Забавно, что ту же школу перед ней закончили двое других моих детей, и такого не было! Но тогда ЕГЭ только внедрялся. А у младшей — уже пошел вовсю! Я не мог себе представить, что тест может убить образование. Может! А без среднего образования нет высшего. И таких примеров у меня множество, если интересно, напишу еще. А могу написать как образование поставлено в Южной Корее, где я проработал 2 года в университете. Тоже много поучительного и забавного.
Конечно пишите, всегда интересно узнать что-то новое. Проблема образования актуальна для всех. Но всё-таки, виной всему ЕГЭ? Или в целом упал общий уровень образованности населения, в том числе тех же учителей и преподавателей? Если да, то почему?
15:12
Думаю проблема не в ЕГЭ, как таковом, проблема в отношении к образованию в целом, а шире — к жизни.
18:31
Очень точное замечание. Как то раз, на собрании родителей в районной администрации, на которое нам пришлось идти по просьбе школьной администрации, депутатом питерского Законодательного собрания (не помню кем, давно это было, но в память врезалось), было сказано следующее: " Вот вы здесь шумите, требуете! Поймите, Эпоха Просвещения — закончилась! Вы и ваши дети больше бесплатно хорошего образования не получите. Россия имеет то место, которого она достойна в глобальной системе разделения труда, здесь образованные люди не нужны. Но и в остальном мире народные массы тоже не нуждаются в серьезном, именно системном обучении. Достаточно быть узким специалистом." Нашего мнения, то есть родителей и учителей, тогда никто слышать не захотел. Что и понятно.
Средняя школа сейчас потеряла собственный статус. Она нужна сейчас только для натаскивания в ВУЗ, и это очень плохо. Обратите внимание: ЕГЭ сдается не по всем школьным предметам, и та же химия оказывается не нужна инженеру(!). А равно и география, история и литература! Наша средняя школа — наследница советской средней школы, а та — наследница царской гимназии, которая, в свою очередь, была калькой с гимназии Прусской. Гимназия была вполне самоценна и давала прекрасное разностороннее и системное образование. Когда-то в Франко-Прусской войне победил прусский учитель. Больше подобного не надо. Армии перестают быть массовыми, а, значит, тратить деньги на всякий сброд, обучая его — совершенно ни к чему! Идеал потребителя — узкий специалист по 27-й хромосоме, который знает про нее все, смутно догадывается о существовании 26 и 28 и ничего не знает об остальных. Добавьте к общей картине деградацию элит, зачем учить возможных конкурентов твоих детей, которые вовсе не гении? Короче, будущее у всеобщего образования мрачное.
19:16
Думаю, в мире существует закон сохранения рисков, в соответствии с которым, общее снижение уровня образования для снижения рисков появления умных детей, которые будут конкурентами детей элиты, приведет не просто к снижению уровня жизни, а к существенному увеличения риска перехода социальной системы в неравновесное, турбулентное состояние в стратегической перспективе.
21:57
Такое ощущение, что это «элиту», может быть как раз в силу деградации, не очень-то пугает. «Средний класс» идет на заклание «как класс», со всеми вытекающими. Знаете, в Южной Корее считается что платное образование не может быть хорошим. Если ты платишь, то тебя ничему не научат — так считают большинство корейцев. Там вообще своеобразное отношение к обучению. В школах вполне сохранились телесные наказания, а в университетах дедовщина. Понятно, что в демократическом сообществе победившего гуманизма, Человек во всем подменяющий собой Бога, не может подвергаться телесным наказаниям. Но получается, что мир либералов это толпа безграмотных божков, которые любят только себя, и ставят свои интересы превыше всего.
22:12
Это одна из фундаментальных причин кризиса либерализма, как такового. Возвеличивание человека (также как и уничижение) есть крайность, приводящая в долгосрочном режиме к кризису, а то и к краху общественного устройства, допускающего такую крайность. Однако, так как подобные процессы идут достаточно долго, нам кажется что нечего не происходит и западный либерализм будет жить всегда. Впрочем тому, кто видит дальше, конечно так не кажется
Комментарий удален
Комментарий удален
19:44
«Дмитрий Медведев заметил, что самое главное. что учительство и преподавание — это личный выбор и призвание. «Я абсолютно уверен, что современный энергичный преподаватель способен не только получать ту заработную плату, которая ему положена по должностному расписанию, но и, ну, как-то, так сказать, еще что-то заработать. Во всяком случае, я, когда был молодым преподавателем на факультете, я просто много лекций читал, семинаров вел, и в общем и целом мне удавалось сводить концы с концами… А если хочется деньги зарабатывать — есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше. Тот же самый бизнес», — цитирует премьера Newsru.com»
Это цитата по газете«Завтра». Но до чего же мудёр наш премьер! Правильно он сказал когда-то:«Мои слова будут отливать из гранита!» Ай молодец!
19:45
Из слов Медведева выходит, что учителя и преподаватели, априори, не должны нормально оплачиваться. Может быть и так, а может стоит поменять премьера и правительство на то, которое обеспечит нормальную зарплату?) Как в известном анекдоте: или так).
19:49
Мне, кстати, всегда была интересна техника литья из гранита. Растить кристаллы мне приходилось, а, вот, с гранитом как-то не сложилось Узнать бы от великого мудреца всех времен и народов особенности технологии…
19:40
Вы правы. По большей части образование в России уничтожено. Остались островки, но скоро и их не будет. И дело не в опыте преподавания, разгильдяйстве, попустительстве и пр. Тут молодой человек говорил про системный подход ))) неуклюже и не про то, ну да ладно. Системный подход в образовании, вот что нужно, а это систематический отбор преуспевающих учеников и студентов, с максимально возможным охватом на начальном этапе, и максимальной конкуренцией в конце обучения. Вот Вам Метода, пользуйтесь…
08:42
У меня будет к вам просьба, если вы критикуете статью или какие то ее позиции (так же, как и любой другой материал), пишите более конкретно, предметно и доказательно, иначе не понятно, на что отвечать.
То, что вы описываете как системный подход в образовании, является одним из направлений (очень многочисленных) системного подхода в управлении образовательным процессом (статья, к слову, про другое — про обучение системному подходу).
Дальше, не совсем понятно: если вы имеете ввиду «системный подход в образовании», как системный подход в данном направлении образования, то он там безусловно нужен, как и грамотное развитие данного направления, однако, сам по себе, он не может обеспечить ни качество, ни эффективность образования (или их значения будут невысоки). Дело в том, что описанный подход, с максимальным охватом и конкуренцией, нужен для повышения мотивации и для отбора, но если у вас, кроме конкуренции, других стимулов мотивации нет, тогда ваша конкуренция получается неопределенной, потому, что конкуренция идет за некоторый результат, а если студенту, допустим, не ясны конечные перспективы его образования (куда он пойдет работать, что даст ему это образование и т.д.), то ни какой особой мотивации, данная конкуренция обеспечивать не будет, таким образом, если в ВУЗе плохо учат (а это зависит от опыта преподавания, обучения системному подходу и т.д.) и мотивации учиться самому, у студента нет, то у вас будут студенты без знаний, навыков и умений, и тогда отбор теряет смысл, потому, что, если у вас группа из 10 дураков, то отбирай, не отбирай, толку не много будет.
Если под фразой: «системный подход в образовании» вы подразумеваете системный подход к управлению всего процесса образования, то тогда, этот термин просто неверен, так как вы описываете всего одно направление, нечего не говоря или отрицая другие, что противоречит принципу комплексности и системности.
В целом, то что вы описали, очень похоже на модель рыночной экономики с идеальным рынком и идеальной конкуренцией, где последняя ставиться во главу угла. Это либеральная модель, я являюсь ее убежденным противником, именно потому, что в ней нет комплексности и системности, один аспект экономической (и шире — социальной) системы возводиться в абсолют, игнорируя влияние остальных, таким образом, становясь необъективной крайностью (а ведь данное влияние, через связи элементов, и есть основа системного подхода). В таких формулировках, данная либеральная модель, имеет малое отношение к реальности.
«В этом и кроется проблема современного высшего образования: мало кто учит думать».
У современного образования несколько проблем. Описанная вами, безусловно, одна из них, но не самая острая и важная.
Система современного образования с начальных классов и до старших курсов института развивает умение думать, искать информацию, систематизировать, интерпретировать, обрабатывать, осмыслять. Почему же в итоге мы получаем значительное количество выпускников, не владеющих данными навыками на высоком уровне?
Мало учить думать. Нужно еще мотивировать человека и научить его применять полученные знания и свои интеллектуальные способности для решения конкретных практических задач. Если вы не заинтересуете человека в получении знаний и саморазвитии, он будет невосприимчив к любым попыткам научить его думать. Если не обучите применять системный подход, знания и интеллектуальные способности для решения насущных и производственных задач, получите теоретика с трудом справляющегося с практическими обязанностями.

«Как мы видим, системное мышление позволяет выполнить основные образовательные цели высшей школы, формируя не только всесторонне развитого человека, знающего историю, культуру, физику, химию и математику, но и специалиста, имеющего все шансы стать настоящим профессионалом в своей области»
А у спортсменов занимающихся пауэрлифтингом есть все шансы стать профессиональным бойцом. Только для этого ему еще нужно научиться правильно применять свои физические возможности для решения конкретных задач: нанесения ударов, проведения захватов, контратака и т.д.
Иначе говоря, человек с системным мышлением и высшим образованием должен самостоятельно, без какой либо помощи, в не очень подходящих условиях научиться применять свои способности для решения профессиональных задач. А для этого нужно еще проработать 2-3 года, и желательно на ответственной должности.
Недаром в Советском союзе уделяли столько внимания практическим занятиям, практике на производстве, освоению профессии на предприятиях, устройству выпускников на соответствующую специальности работу. Да и современные работодатели это прекрасно понимают и ищут работников «с опытом работы» или «опытом работы и высшим образованием по специальности», а не просто с высшим образованием и «системным подходом»

«В стране, где гражданам присуще системное мышление, различные революции, государственные перевороты, коррупция, неэффективность власти, медицины, образования и другие глупости сведены к минимуму».
Из вашего высказывания следует, что яркие носители системного мышления: студенты, профессора, ученые и работники интеллектуальных профессий всегда против революций, государственных переворотов, а в институтах нет коррупции и неэффективности. Однако на практике мы сталкиваемся с обратным. Студенты и «интеллигенция» в целом, несмотря на системное мышление и высшее образование охотно поддерживают революции, государственные перевороты и прочие деструктивные явления. Институты, несмотря на системное мышление ректоров и преподавателей не являются образцами эффективности и совершенно не чужды коррупции. Почему?
Потому что одного системного мышления совершенно недостаточно для формирования ответственного и активного гражданина. Нужен еще практический опыт участия в государственной деятельности, которого нет.
Проведите эксперимент подойдите с системным подходом и всем багажом своих знаний к любой незнакомой вам практической деятельности. Всесторонни изучите аспекты этой деятельности с теоретической точки зрения, посмотрите на проблему под разными углами зрения, проанализируйте и систематизируйте информацию по теме. А затем смело приступайте к практической деятельности, её анализу и оценки результатов. Смею вас заверить, что после практического применения собранных знаний вы поймете очень многое из того о чем до этого не задумывались изучая вопрос теоретически. А главное научитесь отсеивать негодные источники информации не только на основе их «однобокости» или «не научности», но и на основе практической применимости или неприменимости.

Вы, безусловно, правы, говоря о важности системного подхода и умения думать. Однако не забывайте что одного этого совершенно недостаточно для формирования специалистов или ответственных граждан. Так же как недостаточно умения ходить и хорошей физической формы для того что бы дойти до соседнего населённого пункта; нужно еще быть достаточно мотивированным что бы пройти данное расстояние и уметь ориентироваться на местности чтобы не заблудиться по пути.
10:20
Советская школа была нацелена на создание к моменту ее окончания в сознании выпускника целостного образа мира. Это и был системообразующий принцип школьного образования. В итоге гуманитарий отлично понимал, для чего ему было нужно изучать алгебру, даже если позже за всю жизнь ему не приходилось сталкиваться с необходимостью решить квадратное уравнение. Сейчас школа взращивает «грамотного потребителя» — это новый системообразующий принцип, который и определяет, чем можно пренебречь (зачем потребителю знать основы физического устройства мира, например?). В итоге получаем на выходе соответствующий продукт, который далее приходит в вуз. И с ним уже ничего сделать нельзя, никакое системное мышление здесь уже не сформируешь. На недавнем экзамене одна из первокурсниц (на минуточку будущий филолог) сообщила мне: «Пушкин жил в шестнадцатом веке при царе Ионе». Только не спрашивайте меня, какого царя она имела в виду. И в самом деле, зачем ей знать, в каком веке жил Пушкин? Будет (не приведи господи) работать в школе — вполне впишется в вышеупомянутую систему и отлично воспитает пачку очередных потребителей.
21:58
Вот с этим я полностью согласен. Главное — учить думать творчески, не бояться авторитетов и научится критически анализировать свои и чужие аргументы. Вообщем создать человека творца. А уж если дискутировать, то для того чтобы в споре рождалась истина, а не пытаться продавить свою мысль по принципу «есть две альтернативы: моя мысль и неправильная!»
22:25
Вячеслав (вы позволите вас так называть?), вы до сих пор не ответили на мой материал, который я вам послал со своей интерпретацией винеровского черного ящика. Если вы все материалы, которые поступают. обсуждаете так долго, то не стоит в него и стремиться. С уважением Владимир Н.Киселев.
P.S. На аватарке (фото) вы ужасно похожи на студента физтеха. Это так?
22:53
Да, вполне можете меня так называть. На какую почту вы присылали? Я такого материала точно не получал.
Нет, на физтехе не учился (по крайне мере очно), но в школе учился по их олимпиадным методичкам.
08:40
В свое время А.Свешников написал мне, что Вячеслав Минаков является председателем клуба и ему-то я и посылал свои материалы. Если это не так, то прошу прощения за невольный поклеп. Но вообще-то дело прошлое. Сейчас я прислал новую статью о Фромме под своим именем и жду опубликования.
08:59
Письмо опять не получил. Вы присылаете на эту почту club-imperia-site@mail.ru?