Гришкин Сергей - Конец истории 2.0

Автор:

Гришкин Сергей

Тип статьи:
Участники

Человечество вступило в чрезвычайно интересную эпоху. Совершенно недавно (в исторических масштабах) блаженному профессору Фукуяме явились три ангела с неканоническими именами: «демократия», «права человека», «либеральная экономика» и вострубили… нет, нет, упаси господь, не о конце света, а о конце истории человечества и начале эры массового потребления [1]. Не всеобщего, заметьте, а лишь для причастных и просветлённых. Интересно, что царство божие упомянуто при этом не было. За сим ангелы эти (а может и не ангелы вовсе) убыли, шепнув на прощание, что главное право человека отныне — право потреблять и быть потреблённым. Но прошло не так уж много времени с момента пришествия «благой» вести, как из состояния блаженного неведения и глубокого удовлетворения успехами (ведь ухватили таки бога за бороду) просветлённые потребители перешли к пока смутному пониманию, что борода-то, в лучшем случае, оказалась своей собственной, а то, не приведи господи, и вовсе не бородой. И стало приходить понимание того, что к нынешнему прискорбному состоянию привели не досадные ошибки в премудрых по замыслам и всеблагих по намерениям макроэкономических моделях, а такие обычные общечеловеческие «ценности» как глупость и жадность. Жадность как стремление к присвоению возможно большей части произведённого продукта, и глупость как неспособность предвидеть последствия проявлений этой самой жадности.

По сути это производные таких смертных грехов как ГОРДЫНЯ, АЛЧНОСТЬ и ЗАВИСТЬ. Этакая экономика на ГАЗу. Причём запасы этого ГАЗа, в отличие от своего природного тёзки, воистину безграничны.

Всё выше сказанное совершенно не означает порочную природу человека, как его врождённое качество. В этом смысле автор отнюдь не сторонник Никколо Макиавелли. Но если общество старательно культивирует ГАЗ как высшие цивилизационные ценности, довольно изощрённо маскируя их описанными выше именами «ангелов», то что же вы, собственно говоря, хотите в итоге? Разумеется в приличном обществе упоминать вышеуказанные ценности в позитивной коннотации, мягко говоря, не принято. А вот о потребительском спросе как важнейшем макроэкономическом параметре, принято и даже очень. Едва ли кто-нибудь сейчас возьмётся за разработку универсальных норм потребления, деля предметы потребления на необходимые и ГАЗовые. Хотя история такие примеры знает, и финал таких попыток хорошо известен. Ну а пока молимся на рост потребительского спроса. И что же его обеспечивает? Собственно, три вещи: естественные и формируемые потребности, технологии продвижения товаров и услуг, ну и платёжеспособный спрос.

Первые две вещи тесно связаны между собой и различаются типом технологических процессов, используемых для достижения результата. Ключевое понятие для общности и связности, в данном случае — манипуляция. Для первой характерны достаточно долговременные процессы в основном социо-культурного характера. Долговременное воздействие-манипуляция осуществляется: через систему образования (набор заученных шаблонов и «клиповое» восприятие — «привет ЕГЭ»), созданием определённым образом ориентированных произведений искусства (фильмы, спектакли, выставки, концерты), подменой и фальсификацией результатов научных исследований (особенно в сфере исторической науки).

Итог: идеальная особь манипулируемой массы не должна иметь крепких морально-нравственных устоев (нравственный релятивизм) и фундаментального образования (узкий специалист — «дилетант, невежество которого не беспредельно»), а также не иметь способностей к критическому мышлению. Вот вам и заготовка для идеального потребителя. А вот к полученной заготовке уже достаточно несложно применить прекрасно отработанные технологии продвижения товаров и услуг, которые адаптированы не только под массовое сознание, но и успешно подстраиваются к индивидуальным особенностям «заготовки». Упомянутые выше инструменты стимулирования потребления подробно рассмотрены в работах [2;3].

А вот манипулировать платёжеспособным спросом не так просто. Потребитель даже на полном ГАЗу, должен ну хоть как-то зарабатывать на вожделенные продукты и услуги. А где же ему заработать, ежели научно-технический прогресс в лице автоматизации и роботизации неумолимо сокращает рабочие места? И куда деваться — издержки растут. Причём, основная из них — стоимость рабочей силы. И даже новые рыночные ниши, порождаемые этим самым прогрессом требуют всё меньше и меньше рабочих мест. А ведь ещё не реализованы идеи предприятий- и даже отраслей-гомеостатов [4]. Такие комплексы, как распределённые производственные системы огромной сложности, уже не могут управляться человеком (слабое звено, велика вероятность ошибок). В этом случае система управления из автоматизированной неизбежно становится автоматической с участием человека уже не на оперативном, а на наблюдательном и экспертном уровне — то есть грядёт вторая революция менеджеров. Человек уходит из верхнего — управленческого уровня производства, а остальное роботизировать уже проще. На горизонте отчуждение человека от производства. И куда податься от «гомеостата» рядовому массовому потребителю? Одна дорога — на «социалку». А тут уже не до ГАЗа, здесь уже встаёт призрак распределительной системы (талоны, карточки и пр.). А их (потребителей) уже как рабочую силу не «потребишь». И станет их большинство, и станут их миллиарды. Похоже это на конец истории по Фукуяме? Скорее на какой-то другой конец.

Так что же делать с этими миллиардами? Уже делают и весьма успешно. Упомянутые выше технологии формирования идеального потребителя можно трактовать как погружение в виртуальную реальность. Конечно, глубина погружения пока не очень велика, ну так это дело техники. Ещё в 90-х годах прошлого века появились теоретические работы с обоснованием искомого (например [5]). В уже упомянутой выше работе [3] сформулирована концепция и обоснована возможность создания абсолютной виртуальной реальности (АВР) как сочетания передачи полного чувственного восприятия со свободным управлением виртуальными объектами. В пределе АВР может достигнуть уровня реализации «принципа фантоматики», сформулированном С.Лемом в его известной философской работе [5], т.е. принципиальной неотличимости реальности виртуальной от реальности физической. Погружённый в АВР будет способен менять её (в пределах заложенных в неё возможностей) по своей воле. Этакий демиург.

А теперь представьте себе последствия поэтапной реализации технологий АВР, да ещё в сочетании с гомеостатической фазой развития производительных сил. А что, «иллюзион» в виде даже частично реализованной АВР как социальное пособие. Многим понравится. Другое дело, что при массовой практике такого рода потребность «потребителей АВР» в реальных товарах и услугах резко сократится. Придётся перенастраивать производственный гомеостат, в основном, на технологии и всевозможные аксессуары АВР. При существующей социально-экономической парадигме общества потребления на этом цивилизация, скорее всего, самоликвидируется. Поскольку доступная АВР и есть реализация идеального, предельного потребления (потребителю-демиургу больше ничего и не нужно). Это и будет настоящий конец истории. Вот так, Фукуяме и не снилось.

С другой стороны, технологии сами по себе ни бедствием ни благодатью быть не могут. Всё зависит от того, кто и с какой целью ими пользуется. Если поменять цели, то есть социально-экономическую парадигму общества, перестать быть обществом потребления, а стать обществом творения, то и перспективы станут совершенно иными. На взгляд автора, возможно наивный и смешной, творить всё-таки значительно интереснее, чем потреблять. Не так ли?


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фукуяма, Фрэнсис. Конец истории и последний человек / пер. с англ. М. Б. Левина. — М.: АСТ, 2007. — 588 с. — (Philisophy).

2. Гришкин С.Н. Основы информационной экономики. — Монография. — Челябинск, 2010 г. — 164 с. — (Economics, IT)

3. Гришкин С.Н. Информационный мир. LAP Lambert Academic Publishing, 2015 г. -128 с. -(Informatics, IT)

4. Бир Стаффорд. Мозг фирмы.- М., Радио и связь, 1993 г.

5. Лем Станислав. Сумма технологий. М., «Мир», 1968 г.


«И только поверхностному наблюдателю может казаться, что пароксизмы довольства якобы прекратились. На самом деле они диалектически перешли в новое качество. Они, товарищи, распространились на сам процесс удовлетворения потребностей. Теперь ему мало быть сытым. Теперь потребности возросли, теперь ему надо всё время кушать, теперь он самообучился и знает, что жевать — это тоже прекрасно.»

/А. и Б. Стругацкие. Понедельник начинается в субботу/


Дата первого опубликования:
0
1030

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!