Цифровая меритократия: экономика и социум

Тип статьи:
Участники

Исходные данные, с которых началось моё движение по этой цепочке мысли частично навеяны «ГлавТемой», частично передачами «Формула Смысла» на Вестях, частично какими-то книгами включая банальную фантастику. Ну и, конечно, некоторым знанием истории и того, что из себя представляет система государственного управления – и то как современные технологии пока явно недостаточно в ней задействованы.

Собственно, на тех же Вестях несколько раз высказывалась мысль, что система учёта всего и вся – Госплан – была безусловно неэффективной, но это уже вполне может быть преодолимо при современных вычислительных мощностях. Особенно это верно, глядя даже на существующие средства сбора информации о людях. Сейчас такие данные больше используются распространителями рекламы для того, чтобы угадывать, что кому предложить – но это огромный потенциал с точки зрения далёкого планирования, невиданный для советских времён.

Кроме того, я убеждён, что идея разделения общества на несколько групп с разными имущественными и политическими правами – это в общем следование естественному положению вещей, а все попытки изобразить, что это не так – лицемерие или глупость. Причём опасная глупость, поскольку она в конечном итоге приводит к катастрофам. Однако, при формировании таких систем – если мы, опять же, не хотим катастрофы, хоть и другого плана – следует действовать одновременно гуманно и меритократично, что не является такой уж тривиальной задачей.

Что касается современных технологий, основные вещи, на которые я опираюсь в своей модели – это как раз хранение и обработка огромных массивов информации – и поголовная биометрическая идентификация. Ни то, ни другое уже не является чем-то запредельным, если только не включать паранойю на тему «Большого Брата». Опять же, считаю лицемерием считать, что можно как-то избежать такого надзора если не со стороны государства, то со стороны того же Гугла. И, при выборе, я всё же предпочитаю монополию государства на такие мощные средства контроля.

То, что я излагаю ниже – некая концепция, не особо претендующая на реалистичность вообще и осуществимость в частности. Я более чем уверен, что в ней есть масса как технических, так и моральных проблем, не говоря уже о социальной составляющей. Но, тем не менее, коль уж оно у меня в голове оформилось, считаю нужным как-то зафиксировать. Это, кстати, касается и стиля изложения. Я честно попытался сначала писать в стиле «я считаю нужным чтобы», «скажем», «допустим», но в итоге такие конструкции оказались в каждом втором предложении, что нечитаемо. Так что в итоге система излагается ультимативно-установочно, причём скорее в прошедшем времени или совершённой форме, без будущего, предположительных форм и т.п. Это, подчеркну, не значит, что я считаю все свои утверждения безусловно верными – просто так излагать проще.

Главная проблема, с которой я столкнулся, пытаясь сформулировать всё это – в том, с чего начать. По сути, описываемое – комплекс из нескольких элементов, каждый из которых тесно взаимосвязан с остальными, так что для объяснения каждого нужно сначала описать остальные. Вспоминается Станислав Лем с его сепуляторами и сепулькариями… Будь у меня получше с литературным даром, я бы, может, оформил это в виде рассказа или чего-то подобного, но увы, не дано.

Если просто перечислять ключевые элементы, то это:

  • Переводной рубль
  • Система стажей
  • Гарантированное обеспечение жизни
  • Персонализированный экономический учёт
  • Категории принадлежности
  • Политические права

Переводной рубль – вид безналичного расчёта особого типа. Основан на блокчейноподобной технологии структурно, но не имеет ничего общего с современными криптовалютами. По смыслу ближе всего к долговой расписке или бумажному чеку, содержащему кто и кому передал сколько денег. Хранится именно в таком виде, каждая операция как отдельная запись.

Система стажей – начисляемые людям за участие в определённого вида деятельности баллы стажа. Делится на три категории: социальный, военный и управленческий.

Гарантированное обеспечение жизни – набор благ, которые государство обязуется обеспечить любому проживающему в нём человеку вне зависимости от его статуса.

Персонализированный экономический учёт – полный и всеобъемлющий учёт всех расходов, которые несёт государство в связи с человеком, налогов и других платежей, осуществляемых человеком в пользу государства и т.п.

Категории принадлежности – разные категории принадлежности человека государству. Больших категории три: житель, подданный и гражданин. В них (особенно последней) могут быть подкатегории.

Политические права – разный набор прав в зависимости от ряда факторов, описанных в предыдущих пунктах.


Переводной рубль

Как сказано в кратком описании, это одновременно и валюта и не вполне таковая. Номинально равен обычному «товарному» рублю, но не существует в физическом виде.

По сути, это валюта, эмитентом которой выступает непосредственно плательщик. Получатель такого платежа не может непосредственно с этой виртуальной «банкнотой» ничего сделать, но может, используя её как обеспечение, выпустить свою и, в свою очередь, ей расплатиться с кем-то ещё. И так далее. Грубо говоря, это возвращение к предыдущему шагу в развитии бумажных денег, но на новом технологическом уровне, когда государственный регулятор выступает свидетелем всех подобных операций, а не эмитентом.

Такой переводной рубль, естественно, не является конвертируемым в иностранные валюты, но может при некоторых условиях конвертироваться в «товарный» рубль.

Ещё раз про структуру «переводного рубля». Это запись с пятью основными значащими полями:

  • Эмитент
  • Гарант
  • Получатель
  • Сумма
  • Цель платежа

С полями 1, 3 и 4 всё понятно.

Цель платежа – это, в общем, тоже вполне понятное поле. Тут, однако, появляется нюанс: для некоторых «целей платежа» (об этом в «гарантированном обеспечении жизни») Гарантом (поле 2) выступает государство в лице того или иного ведомства, что, в таком случае, сказывается на правилах конвертации.

Конвертация осуществляется как процедуры эмиссии и погашения. Показатель конвертации – установлен государством – то, во сколько раз уменьшится сумма после двух последовательных конвертаций. Если показатель равен двойке, то:

  • Г-н Петров оказал услугу г-ну Иванову и запросил 1000 переводных рублей в качестве оплаты
  • Г-н Иванов имеет на балансе только 800 переводных рублей и ему нужно дополнительно ещё 200
  • Он переводит в обеспечение этих 200 переводных рублей 200*√2 рублей товарных и эмитирует 1000 переводных рублей в пользу г-на Петрова
  • Если г-н Петров пожелает теперь эту 1000 погасить в товарные рубли, он получит на руки 1000/√2

То есть, если бы у Петрова вообще не было своих переводных рублей, то ему нужно было бы внести 1000*√2, а Иванов при погашении получил бы ровно вдвое меньшую сумму.

Именно в таком виде система жутко громоздкая и вызывает ровно одну эмоцию – недоумение, зачем оно нужно, если Иванов Петрову просто мог передать ту же тысячу обычными «товарными» рублями и оба были бы в выигрыше.

Собственно, как раз объяснение концепции лежит в следующих частях кроме пары моментов:

  • Я подразумеваю, что все платежи в переводных рублях не должны облагаться никакими налогами и по умолчанию считались легальными до тех пор, пока цель платежа соответствует истине и не нарушает закон самим своим фактом. То есть, к таким платежам неприменимы все и всяческие вопросы на предмет незаконного предпринимательства.
  • Для переводных рублей, гарантом которых выступает государство (см. ниже) при погашении делитель в виде корня из показателя конвертации не применяется. То есть, по гарантированном государством платежам нет вообще никакой разницы, в каких рублях получать платёж.

В терминах обеспечения, «переводной рубль» обеспечивается всей той частью экономики, которая на него завязана (см. «гарантированное обеспечение жизни»), а «товарный рубль» (количество которого за счёт введения параллельного «переводного рубля» в обороте получается сильно ограниченным) – золотом. Я могу понимать эти финансовые вопросы превратно, но мне кажется, что такая «бинарная» валюта будет лучше удовлетворять как необходимости дополнительной (скажем, проектной) эмиссии, так и жёсткой привязки к эталону.


Система стажей

Ещё раз – стажи делятся на:

  • Социальный
  • Военный
  • Управленческий

Социальный начисляется за работу в образовании, медицине и вообще государственной (в широком смысле, включая муниципальную) службе. Военный, понятно, за военную службу. Управленческий – за управление как в той, так и в другой области, а так же людям на выборных должностях.

При этом, в зависимости от сложности выполняемой работы и востребованности показатели начисления различаются. К примеру, учитель редкого предмета будет получать больше стажевых начислений, чем распространённого. То же при совмещении ставок, стаж за каждую начисляется отдельно.

Военный стаж, аналогично, варьируется. Например, для разных военных специальностей и уровней квалификации.

Управленческий стаж напрямую зависит от того, сколько людей находится в непосредственном и опосредованном подчинении.

Кроме самоочевидных вещей, есть некоторые особенности, которые следует оговорить отдельно:

  • Рождение и воспитание детей для женщин учитывается как социальный стаж
  • Любой стаж может быть аннулирован, если впоследствии выяснилось, что работа выполнялась ненадлежащим образом
  • При создании ставок под проекты стаж по ним фиксированный
  • Для выборных должностей то, надлежащим ли образом была выполнена работа, определяется выборным же механизмом

По первым двум пунктам, я считаю, всё ясно и так. Разъясню третий пункт. Это конкретная мера для борьбы с вечной проблемой затягивания осуществления тех или иных задач, когда у чиновника задачей становится не выполнить работу как можно быстрее и эффективнее, а как можно дольше сохранить надобность в своей работе.

С последним пунктом тоже всё просто: стаж какого-нибудь главы муниципального образования имеет смысл засчитывать, только если его переизбрали на тот же пост или выбрали на пост более высокого ранга. Если же он не справился и в итоге оказался не у дел, то значит не выполнил каких-то своих обязательств.

Что же касается прямых следствий такой системы, это возможность при приёме на ту или иную работу учитывать эти самые стажи. Остальные следствия лежат в области «персонализированного экономического учёта» и «политических прав».


Гарантированное обеспечение жизни

Наблюдая за нашим обществом, я пришёл к выводу, что некая доля социализма – если понимать его как патернализм и стремление к некоей социальной справедливости – является общим местом, по которому зачастую и проходит раздел между «нашими» и «не нашими».

Потому, в этой предлагаемой мной концепции государство в общем берёт на себя все базовые функции по обеспечению жизнедеятельности всех проживающих на его территории. Технически это осуществляется через неограниченное право эмиссии переводных рублей, при котором государство выступает гарантом – но только при оплате определённых товаров и услуг.

Причём по некоторым категориям оплата в любом случае взиматься именно таким образом, даже если человек теоретически может произвести оплату из собственных средств. Это касается в первую очередь всей медицины и всего образования.

Также, это распространяется на такие вещи как квартплата, коммунальные услуги, всяческие пошлины (например, за оформление документов) – но уже в пределах нормативов. То есть, не может, например, человек за счёт государства оплачивать аренду трёхэтажного особняка на одну свою персону. Кроме того, есть возможность таким образом приобретать некий базовый набор продуктов питания. Тут, однако, тоже есть определённые квоты по тому, сколько человек чего потребляет именно для выживания, а что уже излишек. Но это уже, при том же общем контроле всего и вся, за который я радею, не только считается без проблем, но и корректируется по таким факторам как, скажем климатические условия или даже личные показатели здоровья.

Причём считается всё это строго персонально – с момента рождения (или даже с начала контроля беременности) и до похорон включительно. Но об этом ниже, в следующей части.

Тут же важна именно концепция обеспечения каждому человеку некоего минимума (который, кстати, может меняться в зависимости от различных условий). Кроме всего прочего, такая система государственных гарантий жизни и здоровья полностью замещают собой не только медстрах и соцстрах, но и государственную пенсионную систему.

Ну и, чисто к слову, если вводить какую-то версию описываемого, начал бы я её именно с переводного рубля как платёжного инструмента для медицины и образования. Это, конечно, отлично от дотаций и страховых выплат, работающих сейчас, но не настолько, насколько вся остальная концепция отличается от реальности.

Кроме того, есть возможность отзыва государственной гарантии по такому платежу в том, случае, если услуга (скажем, образовательная) оказана, но результат её признан неудовлетворительным. Например, если выпущенный вузом специалист показал на реальной работе низкую квалификацию, приведшую к каким-то последствиям. В таком случае платёж всё равно считается государственным, но сумма его уменьшается на показатель конвертации, изменяя тем самым балансы эмитента и получателя.


Персонализированный экономический учёт

Как я описал в «Гарантированном обеспечении жизни», для каждого человека ведётся учёт того, какие затраты государство с него имеет.

Плюс к этому, все налоги взымаются также в переводных рублях и проходит через эту систему. При этом каждый работодатель самостоятельно с работниками договаривается о том, какая часть зарплаты выплачивается в переводных рублях, а какая в товарных. Напоминаю – налоги с переводных рублей (даже зарплаты) не начисляются.

Плюс работодатели имеют обязанность (для государственных учреждений) или право (для частников) производить либо компенсационные платежи в переводных рублях, скажем, за страховые случаи на производстве, либо некий постоянный платёж как аналог нынешних взносов в фонды.

Ещё один важный показатель тут – баланс личного счёта в переводных рублях.

В целом, получается вот такие конструкции:

Базовая формула:

(сумма уплаченных налогов)/((сумма государственных затрат)-(сумма компенсационных платежей))

Расширенная формула:

((сумма уплаченных налогов)+(баланс личного счёта))/((сумма государственных затрат)-(сумма компенсационных платежей))

Такие соотношения, при достаточно подробном учёте, позволяет численно выражать, насколько человек компенсирует государству затраты, на него произведённые. Формула, в силу наличия в ней деления и минуса, может иметь некорректные значения – бесконечность и минусовое, которые, тем не менее приравниваются к высокому положительному по статусу.

Отдельно отмечу, что только «баланс личного счёта» — то есть личный баланс по операциям с переводным рублём – является величиной, которая может как увеличиваться, так и уменьшаться. Остальные величины только растут. Например, средства, поступившие в качестве компенсационных платежей, поступают туда навсегда.

При этом, тут появляется немаловажный момент, связанный именно что с государственной службой и тому, что к оной приравнено. Для тех, кто в данный момент получает любой вид стажа по «системе стажей» из государственных средств выплачиваются компенсационные платежи за это. Причём подгонка выплат осуществлена таким образом, чтобы то, что государство определяет как некий базовый вклад в общее дело, который является если не обязательным, то ожидающимся от каждого человека, обеспечивал сумму компенсационных платежей равную сумме государственных затрат, которые в среднем приходятся на человека к тому моменту, когда он способен оный вклад сделать.

В качестве одного примера – трёхгодичная служба в армии с получением военной профессии средней востребованности. В качестве другого примера – рождение трёх здоровых детей. Это именно крайние примеры, которые просто проще всего использовать для балансировки.


Категории принадлежности

Категории принадлежности – имеются ввиду «принадлежности государству». То есть, грубо говоря, категории гражданства, хотя я избегаю этого термина по ряду причин. В первую очередь, связанных именно с тем, что термин, который был изначально весьма строг, в итоге оказался размыт. Ну и, во-вторых, потому что я предпочитаю использовать это слово именно для обозначения одной из категорий, а не всех вместе.

Житель

Житель – это любой человек, которому по разным причинам разрешено пребывать на территории государства. Делится на две категории – постоянного и временного.

Постоянные жители – это те, кто получили такой статус по «праву земли» (суженному) и «праву крови» (расширенному). Я пока не сформулировал совсем чёткой позиции по этому вопросу, изложу в «политической» части описания этой моей «цифровой меритократии», если до неё когда доберусь.

Временные жители – это туристы и гастрабайтеры (в самом широком смысле этого слова, включая высококлассных специалистов). Этой категории для поддержания этого статуса нужно выполнить ряд условий. Главное из которых – обязательное поддержание числителя расширенной формулы в значении большем, чем знаменатель.

Формально такое требование выглядит как очень строгое, но учитывая, что на приезжих государство не тратилось в ходе их взросления и обучения, то по сути требование не является чрезмерным. На практике это означает, что при въезде в страну иностранец обязан пройти биометрическую регистрацию и конвертировать на свой «переводной» баланс некий «залог» и следить за значением своей формулы.

Самое существенное ограничение для временных жителей – они не получают начислений стажа и связанных с ними компенсаций за детей и военную службу. Опять таки, дети временных жителей тоже являются временными жителями – за исключением того случая, когда второй родитель – подданный или выше.

Что касается экономических прав (о политических отдельно), жители пользуются тем, что входит в «гарантированное обеспечение жизни» и могут эмитировать переводные рубли до тех пор, пока из «баланс личного счёта» является положительным.

Житель не имеет права самостоятельно за себя производить компенсационные платежи, то есть значения формул имеют определённые ограничения по коррекции.


Подданный

Для того, чтобы жителю претендовать на статус подданного, требуется выполнить основное условие – чтобы соотношение числителя и знаменателя базовой формулы было больше, чем базовая ставка подоходного налога. Такое состояние должно поддерживаться суммарно не менее года за последние два года.

То есть, в переводе на бытовой язык, условие выполняется, когда человек своим трудом ввёл в оборот экономики государства не меньше средств, чем государство на него потратило. Это, как бы, первое признание, что государство тратилось не зря.

Но вышеописанное – это именно право на претензию. А вот чтобы действительно стать подданным, должен быть выполнен ряд других условий. Как минимум это некий экзамен по русскому языку и истории. Причём последний – под детектором лжи. Потому что одно дело отбарабанить выученный урок, а другое – верит ли человек в то, что рассказывает. Это ещё не вполне клятва верности, но максимально к ней приближенное состояние.

Ну и, само собой разумеется, при получении подданства человек должен отказаться от гражданства и любых других форм принадлежности к другим государствам. Будь то «карта поляка» или ещё какая муть, которую напридумывали в последнее время.

Касательно экономических прав, подданный может самостоятельно производить компенсационные платежи за себя. Может также эмитировать переводные рубли до тех пор, пока соотношение числителя и знаменателя его расширенной формулы выше базовой ставки подоходного налога. Т.е. больше чем житель ровно настолько, насколько его базовая формула превосходит минимум для этой категории.

Если в течение суммарно полугода за последний год значение расширенной формулы меньше, чем базовая ставка подоходного налога, то категория может быть заморожена и возвращена предыдущая. Аналогичные «разжалования» возможны за некоторые виды преступлений или по совокупности оных.


Гражданин

Чтобы претендовать на статус гражданина, требуется выполнить основное условие – чтобы соотношение числителя и знаменателя базовой формулы было не меньше единицы. Такое состояние должно поддерживаться суммарно не менее года за последние два года.

В переводе на бытовой язык это означает, что человек полностью компенсировал государству все произведённые на него затраты. Это признание того, что человек заслужил уже благодарность государства и может, соответственно, претендовать на дополнительные права.

Вышеописанное, опять-таки, только формальное условие. Для собственно получения статуса нужна как минимум клятва гражданина с крайне строгими наказаниями за её нарушение. Кроме того, нужен некий минимальный стаж по «системе стажей». Как минимум, эквивалентный, опять же, базовым показателям «минимального вклада», т.е. трём детям или трём годам военной службы, например.

Касательно экономических прав, гражданин может эмитировать переводные рубли пока числитель расширенной формулы является положительным. То есть, может как бы одолжить у государства сумму эквивалентную уплаченным им за жизнь налогам.

Опять-таки, если в течение суммарно полугода за последний год значение расширенной формулы меньше, чем единица, то категория может быть заморожена и возвращена предыдущая. Аналогичные «разжалования» возможны за некоторые виды преступлений или по совокупности оных.


Политические права

Тут, на самом деле, я пока полной привязки к своим представлениям по политической системе ещё не сделал. Но, если коротко, то я бы подразделял, в наложении на современные системы управления, следующим образом:

Житель обладает активным избирательным правом на муниципальном уровне. И всё.

Подданный обладает активным избирательным правом на областном и муниципальном уровнях и пассивным – на муниципальном.

Гражданин обладает активным избирательным правом на всех уровнях и пассивным на областном и муниципальном.

Пассивным избирательным правом на общегосударственном уровне обладают только граждане, выполнившие дополнительные условия сверх выше оговоренных. Это может быть (и, на мой вкус, должен быть) определённый управленческий стаж по системе стажей. Возможно, некие дополнительные характеристики, которые я оговорю, когда доберусь до описания политической системы как таковой. Есть некоторые мысли на сей счёт.


Предварительный итог

Собственно, идея в том, чтобы усовершенствовать концепцию имущественного ценза за счёт современных технологий и нашего социалистического опыта.

Два основных фактора, которые я стараюсь учесть это:

  • Социальная справедливость в части обеспечения равных исходных условий, как по части здоровья, так и по части образования.
  • Учёт того, что следует расценивать как службу обществу как нечто самоценное и учитываемое не меньше, чем банальная уплата налогов или компенсация государству затрат на себя.

В частности, я предполагаю, что таким образом в категориях «подданных» и «граждан» будет гораздо больше тех, кто, в терминологии как-то мелькавшей в «ГлавТеме» «несёт в общую копилку» не только чисто материальное, но и свой личный осознанный вклад.

Дата первого опубликования:
0
290

6 комментариев

14:23
Сергей привет! Рад твоему появлению на портале, и содержательной статье. Впрочем, других у тебя и не бывало. Если ты читал мой «Идеальный мир», я там тоже высказывал идею социальности государства в смысле обеспечения каждому гражданину минимального стандарта жизни, не путать с либерально -лицемерным понятием МРОТ и так называемой пенсии. Потом так совпало, что на «Главтеме», посвященной возможности ренессанса левого государства у нас или где бы то ни было, Михаил Зиновьевич как всегда на хорошем экспертном уровне подрезал крылышки этой идее, сказав, что любая социалка ухудшает конкурентоспособность такого государства по сравнению с соседями, живущим по принципу «закон — тайга, медведь — хозяин». Ну а в перспективе у дарвинистских государств все шансы победить социальные по этой причине, так как у них будет больше денег на разработку новых систем вооружений и т.д.. Однако, как мне кажется, в России, как в очень богатой ресурсами и геополитическим потенциалом стране, шансы на социальность есть, если перестать выводить деньги из страны и сменить текущую глобалистскую элиту на национальную. Кроме того у дарвинистских государств есть недостаток в виде потенциальной нестабильности из-за внутреннего неравенства и сверхконцентрации капитала, ведущему к экономическому кризису перепроизводства. Причем, в отличие от твоей идеи регулировать уровень минимального обеспечения в зависимости от социального поведения человека мне кажется, что тут не надо заморачиваться расчетами, а просто определить этот уровень для всех. Так будет меньше коррупции и больше доверия граждан к государству, которое сейчас равно 0. Допустим этот уровень равен одной комнате в качестве жилья, стандартный продуктовый и одежный набор, и возможности бесплатного медобслуживания. Все что сверху — образование, культура и т.д. — да, поставить в зависимость от твоих стажей и баллов, согласен.
«Идеальный мир» пока не читал, но постараюсь добраться. У меня со свободным временем были — и пока есть — проблемы. Собственно, эту статью записал исключительно потому, что объём вертящегося в голове превысил некий предел.

И, кажется, ты меня не вполне правильно понял.
Я как раз описываю, что минимальное обеспечение базово для всех равное, вне зависимости от «категории принадлежности». Медицина, образование, питание, проживание — всё это попадает в гарантированные государством платежи и, соответственно, для всех одинаково. Разница в том, что человек, который не возместил государству оные затраты на себя, не может претендовать на политические права и некие дополнительные привелегии в части заимствования на уже предметы роскоши. Когда я говорил про варьирование от разных факторов, то имел ввиду, например, что затраты на жильё у жителя Крайнего Севера и, скажем, Краснодарского Края — разные. Как и питание. Выделять им одну и ту же квоту — это такая же фикция как одинаковый МРОТ в Москве и Брянске.
Ну и параллельные валюты (отдельно замечу, что это не после крайней ГлавТемы родилось, а уж полгода назад как минимум) могут позволить нивелировать проблемы связанные с тратами на ту же оборонку. Базово я предполагаю, что он в основном эмитируется именно в обеспечение государственно-обеспеченных услуг. То же касается выделения средств на инфраструктурные и другие государственные проекты.
Собственно, одна из фишек всеобщей биометрической идентификации, это установление «Имени Фамилии и Отчества» каждой ошибки и растраты. Ну и невозможность класть выделенные фонды в банк под проценты — сами переводные рубли никуда не положишь, а при конвертации больше потеряешь.
20:54
Ну ты Саш и улетел! А кто будет баллы выставлять? Лицо без национальности или кто? И чем и кто эти стандарты не заработанные будет отоваривать?
Ну я в своей схеме расцениваю обеспечение такового «минимального жизненного стандарта» как некую форму инвестиции государства в человека с заложенным механизмом страховки от переэксплуатации оной системы. Потому что, как я вычитал буквально на днях в интернете и знаю на собственном (гхм) опыте, «если человеку обеспечить тепличные условия, есть риск, что вместо человека вырастет овощ».
И именно потому что я не особо верю людям, изначально мной предполагаются именно машинно-формальные способы определения как значений по формулам, так и начисления стажей.

Впрочем, изначально меня натолкнуло на ветку размышлений об эдаком «безусловном обеспечении» сочетание известной и обсуждавшейся «проблемы лишних людей» и уже даже у «друзей-капиталистов» проявляющихся экспериментов с «безусловным доходом». Последний я считаю изначально порочным, потому что, снова, в людей не верю. И более чем уверен, что если человеку просто давать деньги «за красивые глаза», то тратить он их будет в первую очередь отнюдь не на жизненно необходимое. И, когда их не хватит, придёт за добавкой — и так до бесконечности. Имею живую иллюстрацию в виде дядюшки-алкоголика перед глазами.
23:09
Сергей! Страховка от переэксплуатации в обществе, где эксплуатировать давно разучились звучит странно и оппортунистически анти имперски…
Я имею ввиду, что правам должны соответствовать обязанности. И пока баланс оных не установился, права эти могут ограничиваться. Но — не в базовых вещах, необходимых для жизни.