Геральдическая реформа Алексея Михайловича и ее законодательное закрепление как завершение процесса формирования российского государственного герба

Никнейм автора:
Автор:
Тип статьи:
Участники

Государственный герб Московского княжества, а позже — Российского царства, формировался на основании общероссийских государственных эмблем на протяжении длительного периода с конца XVвека, когда на государевой печати появились эмблемы – двуглавый орел и всадник, пронзающий копьем дракона, составившие впоследствии основу государственного герба, до 1667 года, когда государственный герб, его состав и значение были юридически зафиксированы в законодательном акте.

К крупнейшему реформированию государственного герба, логически завершившему процесс его формирования, постепенно привели события, происходившие в России в середине XVII века. Данный период характеризуется повсеместным взлетом патриотических настроений в обществе. Происходило возрождение Великого Российского царства, восстанавливалась экономика, создавалась новая военная система, серьезный подъем испытывали русская культура и наука. Россия после долгого перерыва вновь выходит на международную политическую арену, устанавливая активные дипломатические отношения с Османской империей, Персией и многими государствами Западной Европы, значительно укрепляя свой международный престиж (ведь многие современники полагали, что Россия после Смуты перестанет существовать как единое централизованное государство). Продолжается грандиозная колонизация Россией огромного и богатейшего сибирского пространства. При Алексее Михайловиче, освоенным ранее сибирским землям, был предан статус «царства» (царство Сибирское), в легенде государственных печатей к царскому титулу добавляется «царь сибирский». И наконец, Россия, окончательно оправившись от разрушительной Смуты, с триумфом возвратила себе (Русско-польская война 1654-1667 годов) не только территорию, отторгнутую Речью Посполитой во время интервенции, но и вообще всю Левобережную Украину, которую русские традиционно считали российской землей. Все это дало Алексею Михайловичу серьезный повод преобразовать композицию государственного герба.

Первые шаги в этом направлении проявились в композиции печати, приложенной к жалованной грамоте царя Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 года[i] и изготовленной специально в честь ознаменования воссоединения России и Левобережной Украины, о чем свидетельствует символическое изображение дарования царем булавы украинскому гетману, помещенное под орлом. Аналогичная печать впоследствии использовалась Малороссийским приказом.

В данном случае особый интерес представляет измененный облик двуглавого орла и новые, дополняющие его изображение, детали. На этой печати орел изображен (как и на современном государственном гербе Российской Федерации) с поднятыми крыльями, что придает ему некоторое сходство с двуглавым орлом Священной Римской империи и одноглавым орлом Речи Посполитой, в орлиных лапах сжаты скипетр и держава. В целом, оформление государственного герба на этой печати явно соотносится с западноевропейской геральдической практикой. Желание Алексея Михайловича унифицировать русскую стилистику государственного герба с общеевропейской со временем приведет к созданию принципиально нового, непохожего на прежние, государственного герба. При этом эмблемы, составлявшие его ранее, и второстепенные детали, сохранившиеся к этому времени, останутся на своих прежних местах.

Особого внимания заслуживают скипетр и держава («яблоко державное»), впервые появляющиеся в композиции государственного герба.

Скипетр – древнейший атрибут верховенства, известный еще со времен античности. Первоначально скипетр был непременной принадлежностью греческих богов Зевса и Геры. В Римской империи скипетр был консульской регалией. В Византийской империи он сохраняет свое значение символа высшей власти, сопровождая правление императоров. В России скипетр появился благодаря Ивану Грозному и первоначально должен был внешне подтвердить и оформить новый титул русского правителя – «царь», то есть «цезарь». Во второй половине XVI века скипетр стал вещественным символом царской власти вообще.[ii]

Что касается державы («яблока» или «яблока державного», по терминологии того времени), то она впервые появляется при Борисе Годунове. Во время его венчания на царство, 1 сентября 1598 года, патриарх Иов вместе с шапкой Мономаха и скипетром торжественно вручил ему и «яблоко» с напутствием, чтобы он держал царство в своих руках так же, как и это яблоко.[iii]

Скипетр и держава наряду с другими государственными регалиями составили комплекс обязательных атрибутов царской власти. В этом качестве они просуществовали вплоть до ликвидации российской монархии в 1917 году. Включенные в композицию государственного герба при Алексее Михайловиче, они олицетворяли непосредственно самого государя. С 1654 по 1917 год скипетр и держава оставались частью государственного герба, при этом изначально заложенный в них смысл со временем не менялся. Присутствуют они и в современном государственном гербе, естественно, утратив свое прежнее значение. Сегодняшние скипетр и держава государственного герба символизируют скорее историческое прошлое российского государства, которое, нравится это кому-то или нет, неразрывно связано с историей русской монархии.

Геральдические идеи, заложенные в печати 1654 года, получили свое логическое завершение только через значительный промежуток времени – в 1667 году, ознаменованном сразу двумя, важнейшими в данном аспекте, событиями. Этот год – ключевая дата для истории зарождения и становления государственного герба в России, именно она фактически завершает долгий период «доимперской» истории государственного герба.

В 1667 году завершилась длившаяся 13 лет Русско-польская война, начавшаяся с воссоединения России и Левобережной Украины в 1654 году. С Речью Посполитой был заключен Андрусовский мир (по названию города Андрусова, где произошло заключение мира), по условиям которого Россия возвращала себе ранее утерянные Смоленскую и Северскую земли, закрепляла за собой все украинское Левобережье и Киев с еще несколькими небольшими анклавами на Правобережье.[iv] Россия наконец-то одержала существенную военную победу над своим давним политическим соперником.

Это событие, вызвавшее всеобщее воодушевление, как раз и стало импульсом для нового изменения российского государственного герба, хотя было множество других (ранее уже перечисленных) причин, в итоге побудивших Алексея Михайловича вновь продолжить его реформирование.

На большой государственной печати 1667 года[v] мы видим новое, значительно дополненное, и по-новому оформленное, изображение государственного герба.

Высоко поднятые крылья двуглавого орла, с довольно крупными перьями, сильно изогнуты, в левой орлиной лапе помещен скипетр, в правой — держава. Три короны с равносторонними греческими крестами расположены практически на одной линии над головами орла и имеют почти одинаковые размеры. У центрального щитка со всадником исчезли завернутые наверху углы, его форма приближена к трапециевидной с килевидным завершением. С каждой стороны двуглавого орла размещены символические изображения крепостей (всего шесть), сопровождаемые буквами В, М, Б (Великая, Малая, Белая России) с левой стороны и В, З, С (восточные, западные, северные страны) – с правой. Под двуглавым орлом изображены вооруженные люди, символизирующие подвластные царю народы. Поле герба украшено декоративными розетками, вооруженные люди в нижней части герба окружены декоративным орнаментом, который является как бы основанием всей композиции с двуглавым орлом.

Данный вариант государственного герба очень выразителен и совершенен в художественном смысле. В нем помещены не только исконные эмблемы – двуглавый орел и всадник, изначально составившие государственный герб, но и символы, олицетворяющие самого (гипотетического) государя – скипетр и держава, а также изображения, символизирующие регионы Великого Российского царства и их жителей – крепости и вооруженные люди.

Хотя данный государственный герб в целом создавался по общеевропейским канонам оформления, у него есть типично русские художественные черты, отличающие его от подобных европейских гербов. И в современном российском государственном гербе можно увидеть элементы, которые были включены в его композицию еще при Алексее Михайловиче (скипетр и держава, три короны). Впоследствии государственный герб претерпевал композиционные изменения дважды: при Петре I, когда на крыльях было размещено шесть региональных эмблем, а щиток с всадником стал обрамляться орденом Святого апостола Андрея Первозванного, а также при Александре II, когда был создан Большой государственный герб, изобиловавший огромным количеством региональных эмблем и различными геральдическими элементами. Из этих последующих композиционных нововведений на современном гербе сохранилась лишь декоративная Андреевская лента, как бы поддерживающая центральную корону. Остальные же элементы, дополняющие эмблемы двуглавого орла и всадника на современном гербе, впервые появились именно в гербах Алексея Михайловича. Из художественных новшеств эпохи Алексея Михайловича в современном государственном гербе сохранилась только одна, но зато довольно существенная деталь – высоко поднятые, сильно изогнутые крылья двуглавого орла.

Теперь можно перейти ко второму важнейшему событию 1667 года. 14-м декабря 1667 года датирован именной царский указ «О титуле царском и о государственной печати», где в разделе «Описание печати Российского государства» было помещено официальное описание государственного герба, помещенного на печати 1667 года: «Орел двоеглавный есть герб державный Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Его Царскаго Величества Российскаго Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства, покаряющияся Богом хранимому и высочайшей Его Царскаго Величества милостивейшаго Государя державе и повелению; на правой стороне орла три грады суть, а по описании в титле, Великия и Малыя и Белыя России, на левой стороне орла три грады своими писаньями, образуют Восточных и Западных и Северных; под орлом знак отчича и дедича; на персех изображение наследника; в пазноктех скипетр и яблоко, собою являют милостивейшаго Государя, Его Царскаго Величества Самодержца и Обладателя».[vi]

Интересно, как в этом описании объясняются такие уже традиционные элементы, как всадник и короны. Всадник теперь официально символизирует наследника, а короны три подвластных Москве царства – Казанское, Астраханское и Сибирское. При Петре I всадник из царского наследника превратится в святого Георгия Победоносца, изображение которого в свою очередь станет считаться гербом Москвы.[vii]

Итак, вышеизложенный царский указ содержит первое в истории России законодательное постановление о форме и значении государственного герба. Важность данного факта сложно переоценить — впервые существование российского государственного герба как составной части государственной печати было юридически подтверждено и закреплено в законе, а каждая значительная его деталь официально объяснена с точки зрения высшей государственной власти.

Таким образом, со времени последних лет правления Алексея Михайловича (а он умер в 1676 году) мы можем говорить о полностью сформировавшемся и законодательно утвержденном российском государственном гербе. Большая часть последующих изменений носила лишь художественно-стилистический характер и не изменяла сути государственного герба, оформившегося в основном еще при Алексее Михайловиче. Более того, все крупные изменения нехудожественного толка XVIII-XIX веков в современном государственном гербе отсутствуют. Интересно, что современный государственный герб Российской Федерации во многом, особенно в атрибутике и композиции, более близок позднейшим государственным гербам Великого Российского царства, чем государственным гербам Российской империи. В определенном смысле, в наши дни российская государственная геральдика вернулась к своим истокам.


[i] Вилинбахов Г.В. Государственный герб России. 500 лет. – СПб.: Славия, 1997. ­ С. 35.

[ii] Герб и флаг России. X-XX века./ В.А. Артамонов, Г.В. Вилинбахов, С.Ф. Фаизов, А.Л. Хорошкевич; Отв. ред. Г.В. Вилинбахов. – М.: Юрид. лит., 1997. – С. 151.

[iii] Там же. С. 195.

[iv] История России c древнейших времен и до конца XVII века./ А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. ­ М.: АСТ-ЛТД, 1997. – С. 551.

[v] Соболева Н.А. Очерки истории российской символики: От тамги до символов государственного суверенитета. – М.: Знак, 2006. – С. 192.

[vi] Полное собрание законов Российской Империи. 1-е собр. Т. I. СПб., 1830. № 421.

[vii] Хорошкевич А. Герб, флаг и гимн: Из истории государственных символов Руси и России. – М.: Время, 2008. – С. 46.

Дата первого опубликования:
0
1078

1 комментарий

23:44
Спасибо, Антон! Интересно, информативно и очень вовремя: этому всему вообще-то должны учить в школе, но думаю, что и нашей взрослой клубной аудитории осведомленность в вопросах государственной символики более чем необходима.